Одно из направлений философии, изучающее возможности познания мира человеком, внутреннюю структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к реальности, критерии истины знания, его происхождения, основы и границы.
Одним из фундаментальных и основных вопросов гносеологии считается: «Познаваем ли мир?». В рамках этого течения вопрос приобретает немного другую формулировку: «Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?». Вопрос гносеологии заключается в возможности достоверно познать предметы, их сущность и ее сущности.
Направления гносеологии. Эмпиризм. Рационализм
Точка зрения, согласно которой единственным и непоколебимым источником всех знаний является чувственный опыт (зрение, слух, осязание и т.д.).
Сторонники эмпиризма утверждают, что «нет ничего в уме, чего ни было прежде в чувствах».
- Связан с номинализмом – течением, сторонники которого выступают за то, что реальностью обладают только отдельно взятые вещи, а универсалий не существует.
- Критикует теорию «врожденных идей» - особый род знаний, не нуждающихся в доказательствах (основоположник – Р. Декарт).
- Не принимает и критикует понятие «субстанции» в значении абстрактных, не конкретизированных понятий.
- На значимое место ставит проблемы индуктивного метода - метод рассуждения от частного к общему.
Позиция, согласно которой знание может быть получена только умом, путем умозаключений, без опоры на чувства.
Проще говоря, как сказал Р. Декарт, «я мыслю, следовательно, я существую».
- Напрямую связан с реализмом – учением, утверждавшим, что общие понятия существуют субъективно, независимо от вещей.
- Принимает теорию «врожденных идей» Рене Декарта.
- Категория «субстанции» - категория философской антологии, выражающая предельное основание бытия, к которому сводятся все конечные формы его выражения – признана одной из основных.
- Развивает теорию дедукции – способа мышления, следствием которого становится логический вывод, основанный на истинности предпосылок; исследуют рациональные средства познания.
В современной философии сформировались две ветви развития методов получения информации. Первый основан на иррациональных способах познания, второй - на абстрактной структуре знания и социальных предпосылках. Наибольшее влияние на становление современной гносеологии оказала социология.
Заказать статью по философии у экспертов биржи Студворк!
Комментарии