Предметом философии является тот круг рассматриваемых вопросов, считающихся основными, принципиально важными.
В контексте эпохи или в зависимости от взглядов того или иного ученого этот предмет существенно изменялся со временем. В целом для философии характерно рассматривать вопросы онтологии человека, его бытия в мире, соотношение материального и идеального, духовного и бренного.
Античность
В античности ставится проблематика строения космоса, затем первоосновы бытия. В качестве такой первоосновы выдвигаются «стихии»: земля, вода, воздух, огонь, идеи (Платон), атомы (Демокрит). Сократ и софисты поднимают проблематику этики человека. Аристотель пытается найти определение человека, идеал взаимоотношений между людьми, между людьми и миром вещей. Создаются законы логики, решаются натурфилософские, эстетические и политические проблемы.
В дальнейшем создаются школы эпикурейцев, стоиков, скептиков, т.е. морально-этические концепции взаимодействия человека с окружающим миром. Неоплатоническая школа ищет Единое Благо, то что было бы хорошо для каждого человека. Философия в этот период – удел образованной верхушки общества, её роль – обслуживание элит в области государственного управления, создания законов, вопросы имущественного деления граждан, вопросы войны и мира.
Философия этого периода космоцентрична.
В Индии особое внимание уделяется вопросам бытия души в циклах перерождения. С появлением буддизма исследуется вопрос возможности достижения нирваны в течение одной человеческой жизни. В Китае философия этого периода ориентирована на вопросы организации человеческого социума, государственного строя его законов, а также сущности «добродетельного мужа», т.е. ищутся некие личностные универсальные добродетели. Философские школы находят свое отражение в организации государственного механизма.
Средние века
В Средние века философия становится теоцентричной, главная проблематика – познание Бога, взаимоотношения Бога и человека, вопрос достижения райского посмертия.
Философия играет подчиненную роль как инструмент религиозной деятельности церкви. В то же время возникают первые Университеты в которых создаются предпосылки к научному подходу, в основном, на основе формальной логики Аристотеля и применения её к материальному миру.
Возрождение
В эпоху Возрождения философия возвращается к проблематике Античности но уже на новом уровне. Значительную роль играют достижения естествознания, анатомии, астрономии, великие географические открытия. Европейцы сталкиваются со множеством вещей и культур, выходящих за рамки Библейского Писания, что требует осмысления, прежде всего, в рамках философии.
К одним из главных достижений этой эпохи можно отнести идею о том, что Бог присутствует в своем Творении и изучая Творение, можно изучать Бога.
Так была сформулирована философская база для научного знания.
Новое время
Идея всемогущества человеческого разума проходит через философию Нового времени. Материалистический и даже механистический подход становится очень распространенным, формируется логоцентрическая позиция. Поднимаются проблемы онтологии – бытия и субстанции. Ф. Бэкон определяет субстанцию как предельное основание бытия, а Дж. Локк отмечает необходимость понятия «субстанции» в развитии научного метода познания мира. При этом различных субстанций не существует, вся она в материальном мире проявляется через свои первичные качества: форму, величиной, движение. Человеческие ощущения являются вторичными и принадлежат только субъекту а не объекту. Философия влияет не только на естественные дисциплины, но и на гуманитарные. Разрабатываются представления об обществе в рамках политологии, роли человека в обществе и справедливости общественного устройства.
Эпоха Просвещения ориентируется во многом на личность человека, приобретает черты антропоцентризма.
В области гносеологии философы данного периода разработали два основных подхода: рационализм и эмпиризм. Глубокие идеи по поводу бытия и функционирования человеческого разума выдвинул И. Кант. Главными стали идеи: философского научного метода; методологии познания человеком внешнего мира; связи внешнего и внутреннего опыта.
Новейшее время
Философия Новейшего времени зародилась в кризисе буржуазных революций, начиная с Великой Французской революции 1879 г. Спустя несколько десятилетий, к середине XIX века очевидной стала необходимость переоценки человеческих ценностей. С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше выступили с позиций антитрадиционализма, во многом просто отбрасывая, игнорируя предыдущий опыт (неклассическая философия). Традиционалисты же представлены двумя основными школами: Марбургская занималась, в основном, проблемами теории познания; Баденская – проблемами социально-гуманитарных наук. К. Маркс и Ф. Энгельс создают исторический подход, позволяющий в рамках единой теории рассматривать все исторические формы социального устройства, а также формулируют необходимость создания нового общества основанного на иных принципах нежели капитализм, так как, пусть и теоретически, они пришли к выводу о конечности капиталистической формации во времени.
Современность
ХХ век и начало XXI века охарактеризовались бурным расцветом философских направлений вслед за развитием науки и техники. Теория относительности потребовала создания новой картины мира. Ставшая очевидной ограниченность человеческого разума потребовала переосмысление места человека во вселенной и пошатнула антропный метод познания. Новые знания о физиологии ЦНС и невозможность создания искусственного интеллекта на современных машинах привели к обострению вопроса: «что же такое разум?». Глобальные проблемы человечества привели к необходимости переосмысления отношения человека к планете Земля и Вселенной в целом.
Возникла философская антропология, призванная ответить на вопрос о природе и сущности человека. Главной проблемой этого течения, сформулированной его основателем М. Шелером, является тема существенных различий человека и животного.
В новейшей философии прослеживаются две тенденции: продолжение линии, связанной с ориентацией на классическую науку (прежде всего – позитивизм); разработка альтернативного пути, на котором осуществляется критика односторонней ориентации на классическую науку и обоснованием методологии социально-гуманитарных исследований
Не знаете, сколько стоит статья по философии на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!
Комментарии