Чувственное и рациональное познание и их единство

Содержание

  1. 1. Чувственное познание
  2. 2. Рациональное познание
  3. 3. Тест на тему “Чувственное и рациональное познание”

Познание человеком объективной реальности происходит на двух качественно разных, хотя и взаимосвязанных уровнях – эмоциональном и рациональном.

Философский подход к проблеме чувственного и рационального заключается в том, что они рассматриваются не просто как разные способности субъекта, но и как отражение различных сторон объективной действительности.

При этом устанавливается их связь с понятиями «явление и сущность», «внешнее и внутреннее», «единичное и общее» и другие.

Необходимо отметить, что процесс познания осуществляется «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Живое созерцание (словом «живое» подчеркнуто его активный характер, прямая связь с практикой) представляет собой тот этап познания, на котором ведущую роль играет его чувственная сторона. Чувственное познание обусловлено прямым влиянием объектов на органы чувств человека, то есть непосредственным его контактом с внешним миром.

Предметом чувственного познания является чувственно воспринимаемая сторона действительности.

Этим и устанавливается соответствие между свойствами отраженного и способом его отображения. Это свидетельствует о том, что центральной идеей гносеологии является принцип отображения.

Чувственное познание

Чувственное познание является непосредственным результатом прямого взаимодействия органов чувств субъекта с внешним миром, хотя оно и опосредованное биологической предысторией человека и его историческим развитием.

Определенное значение здесь имеют и предметы чувственного восприятия, которые в той или иной степени уже сформированы человеческим трудом. Поскольку чувственное познание базируется на непосредственном взаимодействии субъекта и объекта познания, поэтому и оно имеет конкретно выбранную чувственную форму выражения и дает знание явлений.

Чувственное познание – это начало, источник, а потому и основа познавательного процесса. Основными его формами, расположенными по степени сложности и проявления активности субъекта, есть ощущение, восприятие и представление.

Рациональное познание

При этом всем чувственное познание по своей сути ограничено не только особой физиологической природой человека, но и тем обстоятельством, что для этого типа (формы) познания открыта только внешняя сторона действительности, а не внутренняя – не сущность вещей, не закономерности их движения и развития. Эту ограниченность человек преодолевает благодаря мышлению – логическому, рациональному познанию.

В отличие от чувственного познания, рациональное познание является обобщенным и опосредованным познанием действительности. Оно заключается в абстрагировании, обобщении, в оперировании абстракциями, что обеспечивает знание об некоем общем.

Поэтому рациональное познание и отражает природу глубже, полнее дает знание о сути. Оно имеет относительную самостоятельность, поскольку возникает на основе обобщения существенных черт, свойств предмета, выступает в форме понятия, может остаться неизменным, существовать и тогда, когда отображаемый им предмет уже не существует (или не существовал). Оно способствует совершенствованию чувственного познания, сохраняет для будущих поколений результаты исторического развития познания, выступает как орудие преобразования мира.

И все же рациональное познание может развиваться только в единстве с чувственным. Это две стороны одного процесса. Поэтому качественное отличие непосредственного, чувственного и косвенного, логического познания в целом соответствует объективным различиям явлений и сущностей. Это качественно разные формы познания, однако непосредственно взаимосвязанные.

Не знаете, сколько стоит статья по философии на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!

Тест на тему “Чувственное и рациональное познание”

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир