Важнейшим показателем эффективности работы предприятия является объем продаж (валовый доход), отражающий величину финансовых средств, полученных за фактически отгруженные покупателям товары. Анализ показателя в динамике позволяет оценить степень развития предприятия и необходимость наращивания производственных мощностей.
Это выручка, полученная производителем в результате реализации товаров за учетный период времени.
,
где – постоянные издержки,
– переменные издержки,
– необходимая прибыль,
– цена единицы реализации.
Показатели объема продаж
- Валовый объем продаж – суммарные по ценам реализации товары, проданные в кредит и за наличный расчет (без учета поправок);
- Чистый объем продаж – суммарные по ценам реализации товары, проданные в кредит и за наличный расчет, за вычетом скидок и льгот, а также стоимости возвратных единиц продукции;
- Целевой объем продаж – планируемый показатель, направленный на достижение уровня целевой прибыли;
- Критический объем продаж – минимально допустимая величина реализации, позволяющая покрыть все затраты предприятия;
- Объем продаж на одного рабочего – частное от деления годового объема реализации и среднего количества рабочих за период.
Учет объема продаж в бухгалтерском учете ведется по статье 90 «Продажи» с учетом НДС.
Алгоритм анализа объема продаж
- Оценка всего объема продаж предприятием и по отдельным группам товаров, оценка структуры реализации:
- темп роста выручки
,
где – выручка текущего периода,
– выручка предыдущего периода,
- доля кредитной реализации
где – сумма, полученная от продажи в кредит.
- Оценка равномерности реализованной продукции и обобщение причин вызывающих отклонения.
- Определение критического уровня реализации и запаса прочности организации^
- критический объем продаж
,
где – постоянные издержки фирмы,
– величина маржинального дохода.
- Определение рентабельности реализации
- доходность продаж
,
где – прибыль от реализации,
– выручка от продажи товаров.
Причины снижения объема продаж:
- этап жизненного цикла товара «спад»;
- снижение конкурентоспособности;
- перенасыщение рынка.
Примеры решения задач
Пример 1
Определить объем продаж, если планируется прибыль в размере 450000 руб. при переменных издержках в размере 470 руб. (на единицу выпуска), постоянных 300000 руб., а цена за единицу продукции 870 руб.
Решение.
шт.
Ответ: объем продаж должен составить 1875 шт.
Пример 2
Определить критический объем продаж, если цена за товар 200 руб., переменные издержки 140 руб., постоянные издержки 180000 руб. в месяц.
Решение.
шт.
Ответ: критический объем продаж составляет 3000 шт.
В результате проведенного анализа руководство предприятия должно выработать оптимальную стратегию улучшения собственных позиций. Наиболее рациональными будут: привлечение новых клиентов, разработка системы скидок для постоянных клиентов, поиск новых поставщиков.
Заказать статью по экономике у экспертов биржи Студворк!
Комментарии