Правовое регулирование бухгалтерского учета в РФ

Содержание

  1. 1. Федеральный (законодательный) уровень
  2. 2. Отраслевой (нормативный) уровень
  3. 3. Рекомендательный (методологический) уровень
  4. 4. Организационный (локальный) уровень

Современное нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в РФ имеет точную иерархию и включает четыре уровня:

  • федеральный (законодательный);
  • отраслевой (нормативный);
  • рекомендательный (методологический);
  • организационный (локальный).

Федеральный (законодательный) уровень

Это первый и главный уровень, который определяет сущность бухгалтерского учета, его цели, задачи, принципы, основные понятия, порядок регулирования, организацию и ведение, включая предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К основным законодательным актам, регулирующим бухучет, на данном уровне можно отнести:

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, в последней редакции от 1 июля 2020 года – определяет единоличное государственное ведение бухгалтерским учетом, то есть регулирование возможно только на федеральном уровне: субъекты РФ и муниципальные образования такого права не умеют;
  • Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года, в последней редакции от 26 июля 2019 года – устанавливает все основные требования и допущения бухучета имущества и обязательств организации, предоставления о них информации в различных формах бухгалтерской отчетности;
  • Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ, в последней редакции от 28 апреля 2020 года – регулирует порядок перехода права собственности на имущество и порядок заключения договоров купли-продажи, что также имеет прямое отношение к ведению бухучета;
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ, в последней редакции от 31 июля 2020 года – указаны принципы начисления и уплаты налогов, принципы определения цены товаров для целей налогообложения.

Отраслевой (нормативный) уровень

Данный уровень включает 24 отраслевых стандарта – Положения по бухгалтерскому учету, которые утвержденные Приказами Минфина России и которые периодически дорабатываются и дополняются в зависимости, во-первых, от обновления смежных и взаимоувязанных нормативно-правовых актов, во-вторых, под влиянием новых реалий финансово0экономического функционирования хозяйствующих субъектов.

Каждый стандарт касается организации и ведения отдельного участка бухгалтерского учета (например, учета основных средств, учет доходов, учет расходов и т.д.) или вопросов, которые наиболее актуальны и спорны (например, информация о связных сторонах или по сегментам и т.п.).

Кроме того, сюда относится Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ от 29 июля 1998 года №34н, в последней редакции от 11 апреля 2018 года, которому не присвоен номер в указанной системе, суть и содержание которого следуют из его названия.

Рекомендательный (методологический) уровень

К данному уровню относятся нормативно-правовые документы, носящие рекомендательный характер по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета.

Например:

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению от 31 октября 2000 года №94н, в последней редакции от 8 ноября 2010 года – предусматривают синтетические счета и рекомендации по соответствию каждого типа имущества или обязательства конкретному счету;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13 июня 1996 года №49, в последней редакции от 8 ноября 2010 года – содержат требования к организации и проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года №119н, в последней редакции от 24 октября 2016 года – регулируют общие вопросы бухгалтерского учета данного вида имущества (задачи учета и основные требования, предъявляемые к нему, способы оценки, порядок инвентаризаций, учет недостач и порчи).

Организационный (локальный) уровень

К данному уровню относятся нормативные рабочие документы самих организаций, которые разрабатываются на основе нормативно-правовых актов предыдущих уровней и не могут их умалять.

К таковым локальным рабочим документам организации, затрагивающим вопросы бухучета, относятся: учетная политика, рабочий план счетов, положения и инструкции системы внутреннего регулирования финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п.

Вообще, бухгалтерский учет тесно связан с налоговым учетом в части исчисления налогооблагаемой базы и налогов, признания доходов и расходов, применения методов амортизации и т.п. Кроме того, его регулирование, в зависимости от специфики деятельности каждой конкретной организации, может охватывать множество сфер, например, земельные отношения, природопользование, благотворительная деятельность и т.п. И даже организационно-правовая форма и тип собственности организаций вносит специфику в учетный процесс. Поэтому нормативно-правовая база регулирования бухгалтерского учета, в этом смысле, намного шире на каждом уровне. Здесь представлены только ключевые нормативно-правовые акты, которые касаются минимальных условий постановки бухгалтерского учета в организации.

Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по бухучету недорого!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир