Затраты на производство готовой продукции при ее реализации – составляют себестоимость реализации, которая прямо влияет на показатель налогооблагаемой прибыли в налоговом учете и показатель валовой и чистой прибыли – в бухгалтерском учете.
Аудит затрат на производство готовой продукции обеспечивает проверку достоверности, целесообразности и полноты учета таких затрат в отчетном периоде.
Источники аудита затрат на производство готовой продукции
Для аудитора важно правильно подобрать источники аудита. Как правило, для аудита затрат на производство готовой продукции используют следующие источники:
- Нормативно-правовая база учета затрат. Перечень законодательных актов зависит от элементов затрат. Чаще всего используются такие документы как ПБУ 5/04 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», Налоговый кодекс РФ и т.д.
- Внутренние документы организации. Прежде всего это Учетная политика предприятия в части формирования элементов затрат, то есть способы амортизации, способы учета выбытия материально-производственных запасов, формы заработной платы, методы исчисления себестоимости готовой продукции, нормативные или плановые показатели производства и т.д.
- Регистры бухгалтерского учета. Аудитор использует регистры накопления затрат по видам изготавливаемой продукции. Это могут быть обороты по счетам учета затрат, накопительные карточки учета затрат, отчеты производства, отчеты о браке в производстве и т.д.
- Бухгалтерская отчетность. Данные источники аудитор проверяет на предмет достоверности отражаемых в ней показателей затрат в соответствии с показателями бухгалтерского учета.
Этапы аудита затрат на производство готовой продукции
Аудит затрат на производство готовой продукции состоит из трех этапов.
- Подготовительный этап включает знакомство аудитора со спецификой производства предприятия. Номенклатурой производимой продукции, статьями и элементами затрат. Оценивая объемы аудиторских процедур, аудитор составляет план и программу аудита.
Также аудитор оценивает риск не обнаружения и уровень существенности.
-
Основной этап включает проведение всех обозначенных аудитором аудиторских процедур. Осуществляется непосредственная проверка достоверности, полноты и своевременности отражения затрат в системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В рамках данного этапа аудитор:
– производит опрос работников предприятия о процессе производства;
– проверяет документы, регистрирующие затраты на производство (наличие и содержание);
– сопоставляет содержание документов по учету затрат с показателями на счетах бухгалтерского учета и показателями бухгалтерских регистров;
– сопоставляет объемы затрат в соответствии с плановыми или нормативными значениями;
– сопоставляет показатели учета затрат с отражением их в Главной книге предприятия;
– сопоставляет показатели учета затрат с отражением их в бухгалтерской отчетности. -
Заключительный этап включает подведение итогов аудита на основании полученных аудиторских доказательств.
Аудитор готовит заключение, где излагает свое мнение.
Статья по бухучету на заказ от проверенных исполнителей!
Комментарии