Учитывая, что основные средства занимают относительно высокий удельный вес в составе активов баланса предприятия, аудит основных средств является довольно трудоемким.
Целью аудита основных средств является проверка фактического наличия и технической пригодности, имеющихся на балансе основных средств и сопоставление их стоимости.
Так, стоимость основных средств, которые отражаются в балансе предприятия, характеризуется следующими показателями:
- первоначальная стоимость;
- амортизационные отчисления;
- остаточная стоимость.
Исходя из сложности аудита основных средств, перед аудитором ставятся следующие задачи:
- Проверка фактического наличия основных средств, которая отражена в учетных регистрах и на балансе.
- Проверка правильности определения первоначальной стоимости основных средств на основании регламента Учетной политики.
- Проверка соответствия критериев для признания актива основным средством.
- Проверка правильности применения амортизации согласно регламенту Учетной политики.
- Арифметическая проверка правильности определения первоначальной стоимости, расчета амортизации.
- Проверка правильности документального оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по движению основных средств (поступление, ремонт, модернизация, выбытия объектов основных средств).
- Проверка правильности определения налогообложения в связи с движением основных средств.
- Проверка документального отражения и отражения в учете переоценки основных средств.
Источники информации для аудита основных средств
Аудитор при аудите основных средств руководствуется следующими источниками:
- ПБУ 6/04 «Учет основных средств»;
- Учетная политика компании;
- Рабочий план счетов;
- Бухгалтерская отчетность;
- Регистры бухгалтерского учета;
- Главная книга;
- Документы по инвентаризации основных средств;
- Документы по движению основных средств и т.д.
После изучения указанных документов, аудитор составляет план и программу аудита основных средств.
Этапы аудита основных средств организации
1 Этап – подготовительный
Аудитор знакомится с политикой учета основных средств на предприятии. Изучает Учетную политику, Рабочий план счетов, перечень первичных документов и регистров для оформления операций с основными средствами. Также аудитор изучает бухгалтерский и налоговый учет операций с основными средствами. После всего, аудитор определяет аудиторский риск и уровень существенности.
2 Этап – основной
На данном этапе аудитор проверяет документальное оформление операций с основными средствами. Сверяет данные из документов с данными в системе бухгалтерского и налогового учета. Производит пересчет начисленной амортизации. Знакомится с результатами последней инвентаризации основных средств. Отдельно изучает достоверность операций при проведении переоценки основных средств. Их ликвидации или передачу в аренду. Сверяет показатели в системе бухгалтерского учета с показателями бухгалтерской отчетности. Осуществляет проверку налогообложения операций с основными средствами
3 Этап – Заключительный
На заключительном этапе, аудитор формирует свое независимое мнение, а именно формирует пакет рабочих документов, в которых он регистрировал результаты аудита и составляет отчет аудитора, который передает заказчику.
Статья по бухучету на заказ от проверенных исполнителей!
Комментарии