Нематериальные активы представляют собой часть имущества организации, которая не имеет физической (материальной) формы.
Использование нематериальных активов в деятельности компании выражается в начислении амортизации, которая в свою очередь снижает базу налогообложения налогом на прибыль. Показатель нематериальных активов также составляет часть внеоборотных активов предприятия, что отражается в бухгалтерском балансе.
Учитывая значимость данного объекта учета, аудит нематериальных активов обеспечивает проверку достоверности наличия и учетной стоимости нематериальных активов, а также их роль в процессе деятельности предприятия.
Источники аудита нематериальных активов
Для аудита нематериальных активов аудитор использует следующие источники:
- Регламент ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
- Регламент Учетной политики предприятия в части элементов учета нематериальных активов.
- Правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности предприятия на нематериальные активы.
- Регистры учета нематериальных активов.
- Документы по движению нематериальных активов в организации.
- Главная книга.
- Бухгалтерская отчетность.
Этапы аудита нематериальных активов
Аудит нематериальных активов можно разделить на три основных этапа.
Подготовительный этап. На подготовительном этапе аудитор изучает источники информации о наличии и составе нематериальных активов в организации. На основании полученной информации аудитор составляет план и программу аудита, определяет уровень существенность и степень риска необнаружения.
Основной этап. На основном этапе, аудитор осуществляет необходимые аудиторские процедуры.
- Опрос работников предприятия. Учитывая, что нематериальные активы – неосязаемый продукт, аудитор осуществляет опрос работников предприятия в части использования того или иного объекта нематериальных активов. Например, если на балансе предприятия числится определенная компьютерная программа, аудитор уточняет – используется ли данная программа в действительности. Если у предприятия есть в составе нематериальных активов товарный знак – аудитор также выясняет, используется ли такой актив.
- Документальная проверка. В рамках документальной проверки, аудитор проверяет правоустанавливающие документы на право владения нематериальным активом. Также аудитор проверяет первичные документы, которые формируют первоначальную стоимость нематериальных активов и регистры бухгалтерского и налогового учета (ведомости начисления амортизации, карточки учета и т.д.).
- Проверка учетных показателей. В рамках проверки учетных показателей, аудитор проверяет обороты по счетам 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов». Аудитор производит арифметический подсчет оборотов и выводит конечное сальдо, показатель которого должен совпадать с показателем в Главной книге и бухгалтерской отчетности предприятия.
Заключительный этап. На заключительном этапе, аудитор формирует заключение, где обобщены результаты аудита и сформировано мнение аудитора.
Статья по бухучету на заказ от проверенных исполнителей!
Комментарии