https://text.ru/antiplagiat/6500dd683e7bf
Начало
Творчество человека почти всегда связано со средой, в которой оно создается. Особенно ярко это проявляется в живописи, которая, подобно зеркалу, отражает важнейшие события настоящего, прошлого, а возможно – и будущего. При этом рождение талантливой личности, призванной оставить след во времени – явление не менее загадочное, чем наследие творца.
Так, в семье Питера Пауля Рубенса, явившегося на свет в 1577 году, в Зигене, никого, наделенного художественными способностями, не было: отец – юрист, эмигрант из Фландрии, мать, горячо любимая сыном – домохозяйка. Начало Родители хотели своему ребенку карьеру адвоката либо придворного, тем более, что условия сложились – мальчик служил пажом у инфанты Изабеллы.
Но он больше всего хотел стать живописцем, поэтому стал учиться у мастера пейзажей. Его звали Тобиас Верхахт. Вторым учителем Рубенса стал Адам ван Ноорт. В 1594 году прилежный ученик уже перенимал опыт у придворного художника Отто Вениуса – известного романтика того времени.
В 1598 году Рубенса приняли в гильдию живописцев св. Луки. Это дало полномочия работать самостоятельно, но еще на пару лет художник задержался, чтобы помочь подготовить триумфальный въезд в Антверпен четы испанских монархов.
Дальнейший путь
В 1600 году Петер Пауль, согласно традиции, поехал в Италию: доводить свое мастерство до совершенства. Это ему удается – он получает место придворного художника у герцогов Гонзага. Примечательно, что впоследствии Рубенс был посвящен королем Карлом Английским в рыцари и совмещал с работой художника службу дипломата : в 1603 году в этом статусе Петер Пауль был отправлен с визитом к правящему лицу.
Некоторое время Рубенс пробыл в Риме, где и получил значительный заказ – запрестольный образ для основного алтаря Кьеза Нуова. За свою насыщенную жизнь мастер написал множество работ. Среди них пейзажи и портреты: «Камеристка», «Елена Фоурмен». Этюды деревенского быта: «Охота на кабана», «Крестьянский танец».
Также он писал на тему мифов – «Персей и Андромеда», «Пьяный силен», «Вакх». Широко известны религиозные сюжеты мастера, среди которых: «Воздвижение креста», «Снятие с креста», « Поклонение волхвов» и другие.
Гений и Бог
Говоря о религиозной тематике в наследии Рубенса, сложно, и, думается, не совсем объективно судить о его взаимоотношениях с Богом. Однако, смотря на его работы, можно утверждать, что о силе своего таланта он знал и верил в нее: герои художника полны поразительной жизненной силы, они не выглядят статичными фигурами – перед зрителем – живые, чувствующие, мыслящие, страдающие личности, если не именно в настоящий момент, то ранее, пока судьба не коснулась их своей роковой печатью боли и смерти.
Поэтому до сих пор притягивает к себе внимание выразительное, масштабное полотно «Поклонение волхвов», написанное Рубенсом для большой ратуши Антверпена, после приезда из Италии. Эта картина отличается свободной композицией и выразительной колористикой. Известная тема у Рубенса предстает радостной и земной. Кисть мастера уверенно воссоздает образы людей и животных. Рубенс уделяет внимание деталям, в частности – одежде. Линии картины динамичны, они отражают кипучую энергию мастера.
На алтаре искусства
В следующем году Рубенс начал создавать композиции для алтарей, что окончательно укрепило его репутацию мастера. Первая из них – «Воздвижение креста» – для церкви св. Вальбурги, вторая – «Снятие с креста». Обе эти работы проникнуты трагизмом и жизненностью одновременно.
Исследователь отметил, что эти композиции в своем роде революционны, относятся к эстетике барокко и классицизма. При этом драматическое «Воздвижение» отличается динамичной диагональной композицией, а «Снятие» – условно статично. См. об этом: 3, с.64.
В этих композициях перед аудиторией утверждалась моральная победа умирающего героя, что стало напоминанием о недавней нидерландской революции. Поэтому в алтарной композиции «Воздвижение креста» высокий крест с фигурой объятого ограниченным снопом сияния Спасителя доминирует над собранием скорбных близких ко Христу людей, палачей и стражей.
Голова Христа является кульминацией композиции, которая показывает, как переосмыслил художник опыт итальянцев: фигуры Рубенса порывисты и находятся в движении – наклоненное порывом ветра дерево, напряжение палачей, торопливо воздвигающих крест, острота ракурсов, тревожная светотень и общая напряженность работы объединяют людей и природу.
Таким образом, Рубенс показывает характер каждого персонажа на полотне во взаимодействии с прочими и – Вселенной в общем: диагональ креста будто выступает за пределы рамы.
Почему значимо творчество Рубенса
Карамзин в «Письмах русского путешественника» отметил:
«Рубенс по справедливости называется Рафаэлем… Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски, лица, платья!» (3, с.63-65).
Вместе с тем, хочется отметить самое главное в работах этого живописца – их человечность. Для Рубенса наивысшей радостью было творчество, создаваемое плодотворной работой и чудом вдохновения. Для современного человека подобное чувство заключается в возможности созерцать и изучать его.
Источники:
- Кузнецов Ю. И., Рисунки Рубенса, М., 1974;
- Виктор Никитич Лазарев, Рубенс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 9 — 54;
- Самин Д. К. 100 великих художников»: М., Вече; 2004. – 319 с.
- Баландин Р.К. 100 великих гениев. – М.: Вече, 2004. - 480 с.
- Снятие с креста: https://arzamas.academy/mag/844-rubens
- Поклонение волхвов: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-rubensa-poklonenie-volxvov/
Хотите заказать статью по другой теме или предмету? Смело обращайтесь за помощью к экспертам Студворк!
Комментарии