Описание
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Здоровье детей старшего дошкольного возраста является основой для их полноценного физического и психического развития. Физическое развитие влияет на умственную и эмоциональную активность, повышает уровень самооценки и уверенности, успешность в обучении и социальной адаптации. Поэтому разработка эффективных средств и методов физического развития детей старшего дошкольного возраста является актуальной задачей. Здоровье детей старшего дошкольного возраста является основой для их полноценного физического и психического развития.
В настоящее время состояние здоровья детей оставляет желать лучшего, учитывая высокие требования к ним. Справиться с ними могут только здоровые дети. Поэтому одной из важнейших задач общества стало оздоровление детей на различных стадиях их развития. Это предполагает не только отсутствие болезней и недомоганий, но и гармоничное развитие, высокую работоспособность (как умственную, так и физическую), готовность организма к адаптации в меняющихся условиях жизни, а также социальную активность.
В современном обществе уровень физической активности детей старшего дошкольного возраста снижается. Это связано с рядом причин, включая увеличение времени, проводимого детьми перед экранными устройствами, ограниченный доступ к физическим играм и активностям, недостаток свободного времени и возможностей для активной игры на открытом воздухе. Всё это в конечном итоге приводит к заболеваниям, таким как ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, что наталкивает на вывод - особенно важной становится задача формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья с самого детства. Исследования по укреплению физического здоровья детей с помощью современных здоровьесберегающих технологий могут помочь разработать эффективные методы и программы по преодолению этих проблем.
Только 5% детей дошкольного возраста являются полностью здоровыми, в то время как у более половины выявляется нарушение осанки и у трети - плоскостопие. Более 15% детей старшего дошкольного возраста классифицируются медиками как относящиеся ко 3-й группе здоровья. В возрасте семи лет некоторые дети уже имеют проблемы с органами чувств, дыханием, желудочно-кишечным трактом и нервной системой. Также дети часто страдают от инфекционных и паразитарных заболеваний. На данный момент не наблюдается улучшение ситуации, а среди причин специалисты называют состояние экологии, неправильное питание, недостаток физической активности и перегрузку информационного и нейропсихического характера. В условиях дошкольной организации предусмотрены мероприятия, направленные на поддержание и улучшение здоровья детей с целью изменить эту ситуацию. Одним из таких мероприятий являются здоровьесберегающие технологии.
Современные здоровьесберегающие технологии предлагают эффективные пути и средства для укрепления физического здоровья детей. Использование инновационных методик и приемов может оказать значительное воздействие на физическую активность, питание, гигиенические навыки, психологическое и эмоциональное благополучие детей. Исследования в этой области имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами, родителями и специалистами в дошкольных учреждениях для разработки и внедрения программ и практик, способствующих укреплению физического здоровья детей. Это поможет детям сохранить здоровье, развить положительные привычки и подготовиться к здоровой и активной жизни в будущем.
Исторический контекст проблемы физического развития и укрепления здоровья детей имеет глубокие корни, которым уделяли внимание исследователи вроде Н.М. Амосова, Е.А. Аркина, В.Ф. Базарного, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, К.Л. Ушинского, Е.А. Якимовой.