Описание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы организации адаптивного физического воспитания для слепых с слабовидящих 7
1.1.Психофизиологические особенности слепых и слабовидящих 7
1.2.Методика адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих 12
1.3.Роль и место упражнений для слепых и слабовидящих 18
Глава 2. Эффективность методики физической реабилитации на занятиях адаптивного физического воспитания со слабовидящими детьми 25
2.1. Цель, задачи и методы исследования 25
2.2. Методы исследования 27
2.3 Результаты исследования, обсуждение 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Приложения 46
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения. В России более 22 тысяч детей с патологией зрения, из них 11 тысяч с тяжелыми нарушениями, в том числе 3 тысячи детей - тотально слепые и год от года их количество возрастает.
Одной из актуальных проблем является необходимость создания оптимальных условий для жизнедеятельности инвалидов, особенно детей, которые требуют восстановления утраченного контакта с окружающей средой, коррекции и последующей психолого-педагогической реабилитации, трудовой адаптации и интеграции в социум.
Потеря зрения, особенно в раннем возрасте, отрицательно сказывается на формировании индивидуальности человека, развития функциональных систем и тормозит его социальную, бытовую и психологическую адаптацию.
В специальных школах для слабовидящих и слепых детей действующая программа обучения концентрирует внимание, главным образом, на учебном аспекте физического воспитания, считая, по аналогии с общеобразовательными предметами, что основная задача предмета «физическая культура» заключается в том, чтобы передать учащимся знания, умения, навыки, которые необходимы им в будущей жизни Во время занятий не происходит целенаправленного развития способностей, а основное внимание сосредотачивается на обучении и совершенствовании техники видов спорта.
Для слепых и слабовидящих характерными будут разнообразные нарушения в двигательной сфере, среди которых:
- недостаточная координация и нетвердость движений;
- относительно медленное овладение двигательными навыками;
- трудно сохраняемое статическое и динамическое равновесие;
- не высокий уровень формирования ориентировки в пространстве;
- не высокий уровень развития силовых качеств;
- медленная скорость обратной реакции;
- невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.