В младших классах учителя проверяли прочитанные произведения школьников с помощью читательского дневника. Это была тетрадь, куда записывался краткий пересказ книги. В старших классах этот вид заданий по литературе перестал быть обязательным и ученикам верили, опираясь на их слова. Но каково было мое удивление, когда в университете на парах по литературе было необходимо вести читательский дневник. Разберемся, что же это такое и как его заполнять.
Что такое читательский дневник в вузе
Читательский дневник студента сильно отличается от школьного. Так как в вузе недостаточно просто иметь краткое содержание произведения, списанного с Брифли. Преподаватели требуют от учащихся осознанного подхода к заполнению дневника. Помимо сюжетных вставок, он должен содержать размышления студента. Нужно обязательно провести анализ прочитанного и написать его в дневник. Это делается для того, чтобы при проверке задания преподаватель мог понять, читал ли студент произведение на самом деле или просто списал содержание из интернета.
Зачем нужен читательский дневник в вузе
Помимо плюса на проверке преподавателем выполненного задания, дневник играет еще одну более важную роль. Студенты-филологи прочитывают за один семестр от 40 романов и сотни повестей, комедий, драм и других произведений. И держать все это в голове просто невозможно. Экзамен филолога по литературе всегда состоит из минимум двух вопросов и один из них – это практический вопрос про конкретное произведение. Именно в этот момент читательский дневник вступает в игру. Если вы прилежный студент и исправно вели заметки на протяжении всего семестра, то благодаря им вы можете быстро вспомнить содержание нужного произведения и его проблему.
В процессе ответа на практический вопрос студент может воспользоваться своими записями и получить «отлично» на экзамене.
Виды читательских дневников
Выделяют три основных типа дневников:
- отчеты для начальных классов о количестве прочитанных страниц, заполняется под руководством родителей;
- отчеты о прочитанных книгах, где нужно написать название произведения, автора и дату прочтения (возможно добавление небольшого комментария-впечатления);
- краткий пересказ содержания + анализ текста (по необходимости).
Структура дневника
Как правило, читательский дневник включает следующие элементы:
- автор книги
- название
- жанр
- количество страниц
- год написания (можно упомянуть исторические события того времени)
- сюжет
- персонажи
- анализ прочитанного
- краткая биография автора
- дополнительная литература
- цитаты
5 советов по оформлению читательского дневника
Никаких строгих требований к оформлению не предъявляется (кроме учащихся младших классов) – он ведется в свободной форме, которая удобна учащемуся. Но можно воспользоваться нашими идеями, чтобы сделать дневник более удобным и наглядным.
- Таблицы – пригодятся для оформления дат и событий, имен персонажей и их характеристики и т.д.-
- Схемы – позволят продемонстрировать сюжетные линии и легко их запомнить.
- Рисунки – иногда даже микрозарисовка может быстро напомнить вам о важных моментах, описывать которые было бы слишком долго.
- Выделение цветом – ключевые фразы удобно подчеркивать ярким маркером.
- Свободное пространство – оставляйте справа или слева небольшое поле, куда вы позже можете вставить заметки.
Вести читательский дневник – это личное дело каждого, если требования не предусмотрены от преподавателя. Но помните, что это ваша хорошая шпаргалка на сессии.
Комментарии 1