Воспоминаниями об особенностях творческой жизни в советские годы делится Валентина, эксперт сервиса Студворк.
Художественной самодеятельностью в СССР занимались все и всюду. Кружки были не то что в каждой школе — на каждом заводе и предприятии. Как удалось зацепить за творческую жилку большую часть населения в огромном советском пространстве?
Жизнь вообще невозможно вообразить без творчества. Люди начали танцевать и петь, еще не умея читать. А сейчас творчество еще и хорошо оплачивается: всюду нужны копирайтеры, иллюстраторы, контент-мейкеры и прочие, способные на качественный креатив. Что же удивительного в том, что в СССР люди занимались творчеством?
Удивительны как раз массовость и ответственный подход. На репетиции — без опозданий, на собрание — полным составом, энтузиазм со всех сторон, а принудительности (как и вознаграждений) просто нет. Партия одобрила – люди пошли.
Творчество = развитие
Секрет кроется в том, что люди действительно хотели заниматься творчеством.
Были занятия на любой вкус: КВН, театр эстрадной миниатюры, художественные и рукодельные кружки, мастерские, музыкальные занятия, танцы, спорт… Людям было интересно собираться в кружках. Им было куда расти, и они развивались вплоть до профессионалов: участвовали в конкурсах, смотрах, фестивалях, становились артистами, преподавателями… Большой известности добились коллективы «Живая газета», «Синяя блуза», «Красная рубаха». А самым популярным направлением творчества стало движение ТРАМов: театра рабочей молодежи.
Творчество = дружба
Подготовки были регулярными, и в коллективах складывались тесные, дружеские связи.
Сейчас многие вспоминают художественную самодеятельность с большой теплотой.
Я сама в детстве и юности занималась в одном из таких кружков — в танцевальном. Мы буквально молились на наших педагогов. Они с большой любовью и вдохновением учили нас двигаться, держать ритм, придумывали танцевальные постановки. Наш коллектив становился победителем городских и областных смотров. У меня там было много подруг; некоторые стали педагогами-хореографами и теперь сами руководят большими танцевальными коллективами.
Творчество = свобода
Кстати, отдельным жанром советской художественной самодеятельности выступал фольклор.
Учили старым народным песням, ставили спектакли по легендам, проводили фестивали в тематике традиций, в кружках рукоделия мастерили предметы древнего быта. Может, поэтому людям в маленьких поселках и селах творилось также комфортно, как и жителям больших городов. Для сельских каждый праздник превращался в народное гуляние.
Видимо, в этом была отдушина советских людей — запертые за железным занавесом, в творчестве они отыскали свободу.
Финансовый вопрос
Но у этих медалей была и обратная сторона — финансовая зависимость: от спонсоров коллектива (хорошо, если они есть), от родителей ученика. Часто многие талантливые дети бросали занятия из-за постоянных расходов, которые не тянули их семьи. Муниципальные органы спонсировали проведение занятий, но конкретным ученикам помочь не могли. Не подарит же государство по новой гитаре каждому из ансамбля гитаристов, которые внезапно из детей выросли в подростков, и гитары стали им малы…
Творческая самодеятельность не имеет сегодня такого массового характера, как в годы СССР, но она жива. И всякий желающий, независимо от его социального статуса, возраста и достатка, может стать ее участником.
Комментарии