Профориентация в школе: почему она не работает

Содержание

  1. 1. Что такое профориентация?
  2. 2. Системы профориентации
  3. 3. Методы профориентации
    1. 3.1. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
    2. 3.2. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда
    3. 3.3. Карта интересов
    4. 3.4. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши
  4. 4. Основные цели профориентации
  5. 5. Профессиональное самоопределение
  6. 6. Почему профориентация в школах не работает?
    1. 6.1. Проблемы школьной профориентации
  7. 7. В каком возрасте стоит определиться с профессией

Профориентация в школе_ почему она не работает.png

Профориентация напрямую связана с самоопределением. Кто-то с детства знает, кем он хочет быть, кому-то помогли родители, однако есть и те, кто не может определиться с выбором будущей профессии.

Сегодня о профориентации говорят все больше: школьники заполняют анкеты, проходят тесты, которые должны помочь сделать выбор и выявить профессиональные качества. Рассказываем, что такое профориентация в школе и почему она не работает.

Что такое профориентация?

Профессиональная ориентация

Это система методов, которая позволяет выявить профессиональные направленности.

Профессиональная направленность — личностная система желаний, интересов и склонностей.

Она может выражаться не только в виде интересов и склонностей, но и в результативности.

Системы профориентации

Профориентация является целостной системой, которая состоит из следующих подсистем:

  • Организационно–функциональная — школьные мероприятия, направленные на подготовку учащихся к сознательному выбору профессии;
  • Логико-содержательная — профессиональное развитие интересов и склонностей школьника;
  • Личностная — анализ личности ребенка для развития профессионального самоопределения;
  • Управленческая — сбор и обработка информации о системе профориентации, выработка определенных программ.

Методы профориентации

Большинство методов профориентации разработаны в XX веке. Существует несколько самых распространенных, к ним относятся:

  • Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова;
  • Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда;
  • Карта интересов;
  • Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши.

Они представляют собой перечень вопросов, которые требуют прямых ответов.

Часто такие опросники составляют таким образом, чтобы выявить интересы и склонности учащегося к определенным сферам деятельности.

Разберем подробнее каждый из этих методов.

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

1pPVGpP2.jpg
Самый распространенный метод выявления профессиональной направленности.

Он определяет предпочтения в пяти профессиональных сферах — «Человек—человек», «Человек—техника», «Человек — знаковая система», «Человек—природа», «Человек—художественный образ».

Опросник состоит из 20 вопросов с двумя вариантами ответа, из которых нужно выбрать только один.

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда

1pPVGpP2.jpg
Этот метод основывается на определении профессиональной сферы по типу личности. По мнению Холланда, человек будет успешен профессионально, если выберет деятельность, соответствующую его типу. Опросник помогает соотнести предпочтения и способности с профессией, где они необходимы.

Метод включает шесть профессионально-ориентированных типов: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный.

Карта интересов

1pPVGpP2.jpg
Этот метод профориентации был разработан в 1968. Он применяется для выявление профессиональной направленности у старшеклассников.

Опросник позволяет определить склонности к одному из 29 направлений — физика, химия, биология, медицина, иностранные языки, математика, литература, сценическое искусство, военные специальности и другие.

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши

1pPVGpP2.jpg
Этот метод помогает определить склонности к разным сферам деятельности. Например, к сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства и т.д.

Основным отличием опросника является применение косвенных вопросов, которые выявляют скрытую мотивацию.

Важно

Методы профессиональной ориентации дают только рекомендации. Именно поэтому на их основании сложно построить конкретный выбор и сориентироваться в профессиях.

Основные цели профориентации

В первую очередь профориентация в школах направлена на формирование профессионального самоопределения, а также на оказание поддержки в выборе профиля обучения. Однако на профессиональное самоопределение влияет множество факторов: личностные качества и интересы, влияние семьи, ближайшего окружения.

Профессиональное самоопределение

1pPVGpP2.jpg

Профессиональное самоопределение

Это творческий процесс развития личности, который предусматривает не только выбор конкретной профессии, но и образа жизни в целом.

Основной целью такого процесса является формирование внутренней готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего развития.

Школьная профориентация решает следующие задачи профессионального самоопределения:

  • Информационно-просветительские;
  • Диагностические;
  • Морально-эмоциональные.

Почему профориентация в школах не работает?

В раннем возрасте нас заботят другие проблемы, а не осознание необходимости выбора профессии.

Как правило, профессиональная ориентация в школе рассчитана на некоторого усредненного ученика, она не учитывает индивидуальные особенности каждого, а использует абстрактные подходы.

Проблемы школьной профориентации

К основным проблемам школьной профориентации относятся:

  • Нестабильный интерес к профессиям;
  • Отсутствие навыков определения личных предрасположенностей;
  • Необходимость сделать выбор профессии самостоятельно;
  • Строгие требования и недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению;
  • Неквалифицированная помощь в выборе профессии;
  • Отсутствие возможности знакомства со специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями;
  • Отсутствие индивидуального подхода;
  • Ориентированность на усредненность.

Почти 90% старшеклассников не могут определиться с профессией и только 10 % учащихся понимают, кем они хотят быть. Такие данные привело министерство просвещения России в 2021 году.

В каком возрасте стоит определиться с профессией

1pPVGpP2.jpg

С развитием технологий профессиональные сферы меняются, а некоторые и вовсе исчезают. Это осложняет процесс выбора специальности.

Конкретного возраста, в котором необходимо начинать профориентацию нет. Чаще всего профессиональное самоопределение выпадает на старшеклассников, которые в спешке пытаются определиться с направлением поступления.

Ряд американских исследователей Р. Аугер и А. Блэкхерст отмечают, что уже в 4 года дошкольники с интересом обсуждают, кем хотят быть, когда вырастут. Именно поэтому следует с дошкольного возраста в игровой форме знакомить ребенка с профессиональными сферами.

Это поможет сформировать определенную точку зрения и выявить способности по индивидуальным предпочтениям ребенка. Так школьнику будет гораздо проще найти себя и свой настоящий интерес.

Что делать?
Профориентация — сложный и трудоемкий процесс. Подготовили простые советы, которые помогут вам сделать выбор:

  • Составьте список профессиональных предпочтений, учитывая индивидуальные особенности;
  • Прислушивайтесь к себе;
  • Изучайте себя и свои интересы;
  • Подумайте, какой вы хотели бы видеть свою карьеру;
  • Пробуйте себя в разных сферах.

Самое главное при выборе профессии — здраво оценить свои возможности.

Комментарии

Нет комментариев
Последние статьи
  • Запускаем новый проект – Ворк24!

    Уважаемые пользователи!Долгое время Студворк являлся единственным крупным проектом нашей компании. Сегодня мы рады представить вам наш новый сервис – фриланс-биржу Ворк24.Почему мы решились на создание нового проекта?Удаленная работа окончательно закрепила за собой статус актуальной и доступной. Однако, в связи с санкционными ограничениями, многие зарубежные фриланс-биржи прекратили свою деятельность в РФ. Вывод средств с них существенно усложнился и многие специалисты потеряли источники стабильного заработка.Наш проект предлагает решение этих проблем. Ворк24 – это российский сервис, который объединяет заказчиков и исполнителей, создавая все условия для комфортной работы.Особенности и преимущества Ворк24Ворк24 – это фриланс-биржа широкого спектра для безопасного и удобного сотрудничества исполнителей и заказчиков из разных сфер деятельности. В роли заказчиков могут выступать как юридические, так и физические лица;В роли исполнителей только квалифицированные практики, имеющие подтвержденный опыт: маркетологи, дизайнеры, разработчики, юристы и другие специалисты, которые активно занимаются профессиональной деятельностью в своей сфере.Чем мы лучше российских аналогичных сервисов? Хороший вопрос, на который мы с уверенностью отвечаем:На нашем проекте пока еще низкая конкуренция среди исполнителей, что позволит опытным специалистам, не имеющим опыт фриланса, начать свой путь в этом направлении;Комиссия безопасной сделки в размере 5% для исполнителей – самая низкая по рынку (ниже не найдете, мы проверяли);Комиссия безопасной сделки для заказчиков – 0%.Будьте в числе первыхВорк24 будет полезен и вам, дорогие пользователи Студворк. Расскажем подробнее: На Ворк24 представлено много специальностей. Среди них есть те, что совпадают с вашими рабочими специальностями. В частности:Работа с текстом (копирайтинг и редактура);Инжиниринг (чертежи, схемы и сметы);Переводы (даже с самых сложных языков мира);Юридические услуги (правовое сопровождение, юридическая экспертиза и т.д.);Бухгалтерский и налоговый учет (для физлиц и юрлиц) и другие направления.Поэтому, добро пожаловать, дорогие авторы, ведь дополнительный источник дохода – это всегда прекрасно.Функционал Ворк24 практически идентичен тому, что уже реализован на Студворк. Ваша адаптация на новом сервисе будет максимально мягкой и безболезненной. Дизайн и внутренняя логика сайта во многом совпадают.Убедитесь в этом сами, начав работу на сервисе:В качестве заказчика;Или исполнителя. Но это ещё не всё. Мы дарим всем новым пользователям приветственный бонус в виде бесплатного PRO-аккаунта на месяц по промокоду “STUDWORK31”, чтобы ваше знакомство с платформой было еще более приятным.Желаем успехов в работе!P. S. Размещение и выполнение студенческих и школьных работ на Ворк24 запрещено.

  • Новые идеи — Октябрь 2024

    Дорогие пользователи!Мы стремимся сделать Студворк сайтом, куда вам захочется возвращаться, где удобно работать и общаться с единомышленниками.Поделитесь своими идеями и предложениями по улучшению функционала в комментариях! Самые полезные идеи постараемся воплотить в жизнь в самое ближайшее время.

  • Технические работы — Октябрь 2024

    Дорогие пользователи!Наш сайт постоянно совершенствуется благодаря вашим отзывам. Ваша обратная связь для нас невероятно важна – она помогает выявить ошибки и улучшить работу сервиса.Поделитесь своими замечаниями и предложениями в комментариях или воспользовавшись кнопкой «Что можно улучшить на сайте?». Благодаря вашим комментариям мы всегда будем в курсе всех недочетов и сможем сделать наш сервис еще лучше.Спасибо за активное участие в развитии сайта Студворк!

  • Можно ли поступить в ВУЗ и получить высшее образование, не сдавая ЕГЭ?

    Узнайте, как поступить на высшее образование без ЕГЭ. В статье описаны способы и возможности поступления на вышку, включая творческие направления, зарубежное образование и программы с внутренними экзаменами.

  • Как быстро выучить билеты перед экзаменом? Подборка методов и советов

    Как выучить билеты к экзамену быстро: лучшие методы подготовки, советы по запоминанию, лайфхаки для сокращения времени на учебу и уменьшения стресса.

Показать ещё
Поможем написать учебную работу
Первые отклики уже через 10 минут
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир журнала
Показать ещё
Темы журнала
Показать ещё
Прямой эфир