Профориентация напрямую связана с самоопределением. Кто-то с детства знает, кем он хочет быть, кому-то помогли родители, однако есть и те, кто не может определиться с выбором будущей профессии.
Сегодня о профориентации говорят все больше: школьники заполняют анкеты, проходят тесты, которые должны помочь сделать выбор и выявить профессиональные качества. Рассказываем, что такое профориентация в школе и почему она не работает.
Что такое профориентация?
Это система методов, которая позволяет выявить профессиональные направленности.
Профессиональная направленность — личностная система желаний, интересов и склонностей.
Она может выражаться не только в виде интересов и склонностей, но и в результативности.
Системы профориентации
Профориентация является целостной системой, которая состоит из следующих подсистем:
- Организационно–функциональная — школьные мероприятия, направленные на подготовку учащихся к сознательному выбору профессии;
- Логико-содержательная — профессиональное развитие интересов и склонностей школьника;
- Личностная — анализ личности ребенка для развития профессионального самоопределения;
- Управленческая — сбор и обработка информации о системе профориентации, выработка определенных программ.
Методы профориентации
Большинство методов профориентации разработаны в XX веке. Существует несколько самых распространенных, к ним относятся:
- Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова;
- Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда;
- Карта интересов;
- Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши.
Они представляют собой перечень вопросов, которые требуют прямых ответов.
Разберем подробнее каждый из этих методов.Часто такие опросники составляют таким образом, чтобы выявить интересы и склонности учащегося к определенным сферам деятельности.
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
Самый распространенный метод выявления профессиональной направленности.
Опросник состоит из 20 вопросов с двумя вариантами ответа, из которых нужно выбрать только один.Он определяет предпочтения в пяти профессиональных сферах — «Человек—человек», «Человек—техника», «Человек — знаковая система», «Человек—природа», «Человек—художественный образ».
Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда
Этот метод основывается на определении профессиональной сферы по типу личности. По мнению Холланда, человек будет успешен профессионально, если выберет деятельность, соответствующую его типу. Опросник помогает соотнести предпочтения и способности с профессией, где они необходимы.
Метод включает шесть профессионально-ориентированных типов: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный.
Карта интересов
Этот метод профориентации был разработан в 1968. Он применяется для выявление профессиональной направленности у старшеклассников.
Опросник позволяет определить склонности к одному из 29 направлений — физика, химия, биология, медицина, иностранные языки, математика, литература, сценическое искусство, военные специальности и другие.
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши
Этот метод помогает определить склонности к разным сферам деятельности. Например, к сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства и т.д.
Основным отличием опросника является применение косвенных вопросов, которые выявляют скрытую мотивацию.
Методы профессиональной ориентации дают только рекомендации. Именно поэтому на их основании сложно построить конкретный выбор и сориентироваться в профессиях.
Основные цели профориентации
В первую очередь профориентация в школах направлена на формирование профессионального самоопределения, а также на оказание поддержки в выборе профиля обучения. Однако на профессиональное самоопределение влияет множество факторов: личностные качества и интересы, влияние семьи, ближайшего окружения.
Профессиональное самоопределение
Это творческий процесс развития личности, который предусматривает не только выбор конкретной профессии, но и образа жизни в целом.
Основной целью такого процесса является формирование внутренней готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего развития.
Школьная профориентация решает следующие задачи профессионального самоопределения:
- Информационно-просветительские;
- Диагностические;
- Морально-эмоциональные.
Почему профориентация в школах не работает?
В раннем возрасте нас заботят другие проблемы, а не осознание необходимости выбора профессии.
Как правило, профессиональная ориентация в школе рассчитана на некоторого усредненного ученика, она не учитывает индивидуальные особенности каждого, а использует абстрактные подходы.
Проблемы школьной профориентации
К основным проблемам школьной профориентации относятся:
- Нестабильный интерес к профессиям;
- Отсутствие навыков определения личных предрасположенностей;
- Необходимость сделать выбор профессии самостоятельно;
- Строгие требования и недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению;
- Неквалифицированная помощь в выборе профессии;
- Отсутствие возможности знакомства со специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями;
- Отсутствие индивидуального подхода;
- Ориентированность на усредненность.
Почти 90% старшеклассников не могут определиться с профессией и только 10 % учащихся понимают, кем они хотят быть. Такие данные привело министерство просвещения России в 2021 году.
В каком возрасте стоит определиться с профессией
С развитием технологий профессиональные сферы меняются, а некоторые и вовсе исчезают. Это осложняет процесс выбора специальности.
Конкретного возраста, в котором необходимо начинать профориентацию нет. Чаще всего профессиональное самоопределение выпадает на старшеклассников, которые в спешке пытаются определиться с направлением поступления.
Ряд американских исследователей Р. Аугер и А. Блэкхерст отмечают, что уже в 4 года дошкольники с интересом обсуждают, кем хотят быть, когда вырастут. Именно поэтому следует с дошкольного возраста в игровой форме знакомить ребенка с профессиональными сферами.
Это поможет сформировать определенную точку зрения и выявить способности по индивидуальным предпочтениям ребенка. Так школьнику будет гораздо проще найти себя и свой настоящий интерес.
Что делать?
Профориентация — сложный и трудоемкий процесс. Подготовили простые советы, которые помогут вам сделать выбор:
- Составьте список профессиональных предпочтений, учитывая индивидуальные особенности;
- Прислушивайтесь к себе;
- Изучайте себя и свои интересы;
- Подумайте, какой вы хотели бы видеть свою карьеру;
- Пробуйте себя в разных сферах.
Самое главное при выборе профессии — здраво оценить свои возможности.
Комментарии