Сразу поясню: я рассуждаю не о тех молодых, кто к своему тридцатилетию занимает теплые должности в офисах, стабильно зарабатывает и воспитывает симпатичных детишек. В моем понимании молодежь — это те, кто оканчивает школу, колледж, университет и только-только устраивается на работу. То есть не старше двадцати пяти: граждане малоимущие, по-своему одинокие, амбициозные, красивые и умные. Никому не хочется верить, что за ними будущее. Однако так оно и есть.
Что смотреть и слушать
Телевизор молодежь не смотрит, споры про «малаховщину» обходит стороной. Черный экран стал эстетическим атрибутом, «квадратом Малевича» у стены. Зато гаджеты из рук не выпускают: там кипит жизнь, звучат голоса друзей, музыка, шутки… Все ли так благополучно в этом мире? По сравнению с первым и вторым каналами — да.
Если родителям и школе удалось привить детишкам хороший вкус, они с удовольствием пойдут на балет, в драматический театр или музей. Вячеслава Гордеева, Юрия Башмета и Михаила Жванецкого знает если не каждый, то многие.
К молодежной субкультуре юное поколение относится по-разному. Для кого-то рэперы — кумиры, а другие удивляются прославлению столь невысокого жанра. Рок-музыка переживает момент перезагрузки. «Наше радио» как-то не радует юными голосами, все больше ветераны. Но рок слушают. Даже есть продюсеры, готовые найти и подтянуть до уровня выступлений молодых рок-музыкантов.
Рейтинги и конкурсы
Конкурентность воспринимается примитивно и жестко. Амбиции ребят, сдавших ЕГЭ, иногда приобретают смешные формы: 96 баллов по русскому языку — претензия на совершенство. Однако к выпускникам старшее поколение немного несправедливо. Упреки, что «жертвы ЕГЭ» не умеют думать и «натасканы» лишь на ответы, преждевременны.
В творчестве юным не откажешь: волонтерство, КВН, клубы по интересам и те же «фанфики». Любят спорить на литературные и исторические темы, однако не пренебрегают бранными словечками. Выражаться нецензурно — это не ругань, а стиль для некоторой части молодежи. Они так говорят о любых вещах, даже о своем лице и поступках.
Прошаренность
Молодые интересуются историей. Не «фейковой», не ярлыками, а датами, именами, документами. Каким-то удивительным интуитивным образом понимают, где художественный фильм про войну снят «по-голливудски», без души и проникновения в эпоху, а где есть искра реализма.
К информации молодежь относится с большим недоверием, полагая, что сейчас не столько век информации, сколько дезинформации. Любят розыгрыши, но не любят ложь. Липовых блогеров, купленные посты и «накрученных» подписчиков разоблачают моментально.
К родителям относятся, как и все дети, со смесью любви и потребительских чувств. Ну, уж если родили, то должны. А когда-то было иначе? Один министр образования как-то сказал, что непропорциональность в подготовке кадров для промышленности полностью на совести родителей: они, мол, хотели видеть своих детей юристами и экономистами, а не инженерами.
Лет через 10 «молодое и зеленое» поколение начнет принимать решения, от которых зависят судьбы других. Но пока они сами «на поводке» у многих обстоятельств. Впрочем, это уже слишком обобщено. Любая статистика лжет, классификация не полна, а сравнение хромает. Как и раньше, за свой выбор каждый отвечает лично.
Комментарии