Черная пятница приближается и угрожает нашим кошелькам. Но не стоит думать, что лишние траты подстерегают исключительно в торговых центрах и в скидочные дни.
С бесполезными и незапланированными покупками можно вернуться в любой день из супермаркета. Расскажем, почему мы покупаем ненужные вещи и как оградить себя от этого.
Причины покупки ненужных вещей
Раскроем три фактора, которые движут нами во время совершения необязательных покупок.
Получение быстрого удовольствия
Все жаждут счастья, положительных эмоций и как можно скорее, больше и ярче. Шопинг способствует этому как ничто другое, подразумевая под собой выработку эндорфинов. По быстроте, доступности и силе эффект сравним с просмотром увеселительных роликов на YouTube или геймингу.
Стремление получить яркую эмоцию здесь и сейчас подталкивает к незапланированным тратам и заставляет забыть о смысле покупки и ее перспективе. Мы не можем ждать и отдаем деньги. Именно поэтому у некоторых людей не получается откладывать средства и копить на что бы то ни было.
Виноват дофамин – нейромедиатор, отвечающий за чувство желания и предвкушения, который обещает удовольствие, но не обеспечивает его, а лишь заставляет кусать локти после. Все это проявляется и в рекламе различной продукции, которая представляет собой одну сплошную дофаминовую петлю: яркие фотографии, манящие запахи, бесплатные дегустации, снижение цен и пр.
Новое, свежее и неиспробованное
Второе, что движет людьми после жажды счастья – любопытство. Когда мы слышим о каких-то новинках, появляется немедленное стремление опробовать самому, первым рассказать другим и обладать этим.
Вспомните некоторые рекламные лозунги: «улучшенная камера смартфона позволяет делать более качественные снимки», «новая методика, разработанная профессиональными экспертами, поможет выучить английский за более короткий срок» или «стиральная машина от нашей компании обеспечит не только качественную стирку, но и будет тише всех остальных».
Они по-разному отсылают к новизне товара и обретению товара с уникальными способностями и характеристиками. Их прямая цель – убедить в неактуальности или устаревании того, что имеется у нас сейчас.
Зависимость от чужого мнения
Третий фактор совершения неосознанных трат – эффект подражания и присоединения к большинству. Да, иногда мы приобретаем что-то модное, актуальное и популярное, стремясь оказаться не хуже остальных. Яркие примеры – продукция компании Apple, роботы-пылесосы, смарт-часы и многое другое.
Почему некоторые ведут себя так? Ими движет конформизм и потребность в социальном одобрении. Что делать, чтобы не попасть в эту ловушку? Прежде чем совершать подобные покупки, обязательно задумайтесь о том, насколько нуждаетесь в ней на самом деле, возможно ли заменить это более бюджетным вариантом.
Как отказаться от ненужных покупок
Причины снижения баланса на карте выявлены, мы знаем врагов в лицо, но как им противостоять?
Будьте сильнее соблазнов
Избегать навязчивые и заманчивые предложения можно несколькими способами:
– составляйте список необходимых покупок и четко следуйте ему;
– используйте сайты магазинов, трезво анализируйте ассортимент, выбирайте что-то конкретное и следуйте в магазин только за этим;
– берите с собой определенную сумму денег, желательно в виде наличных.
Часто можно услышать совет посещать места, связанные с покупками, предельно сытым. И он касается не только продуктовых отделов, фудкортов, кафе и ресторанов. Запахи, общая обстановка и образы способны раздразнить дофаминовую систему где угодно.
Найдите альтернативные источники радости
Как уже говорилось выше, импульсивные и неоправданные покупки прежде всего связаны со стремлением немедленно получить удовольствие.
Задумайтесь, что еще может вам принести его, нанеся меньший ущерб кошельку. От себя можем предложить поход в батутный центр, кинотеатр или встречу с друзьями или близкими. Но все зависит от конкретных предпочтений определенного человека. Составляйте собственный список и обращайтесь к нему, когда станет грустно и захочется что-то купить.
Визуализируйте минусы и недостатки идеального товара
Для этого достаточно включить воображение и уйти от того, что внушает реклама. Ищите факторы и обстоятельства, которые оттеняют все положительные характеристики.
Если увидели на витрине красивейшее платье из новой коллекции, рассмотрите в нем не целостное произведение модельного искусства, а отдельные куски ткани, которые быстро раскроили и сшили на обычной швейной фабрике. Выведите на первый план именно этот образ, отложив красивые картинки с идеальным подчеркиванием фигуры и завистливыми взглядами окружающих.
Если каждый раз ругаете себя после той или иной покупки, советуем прислушаться к нашим советам, которые помогут защитить вас и ваш кошелек. Желаем только полезных и нужных приобретений, приносящих долгое и настоящее удовольствие.
Комментарии