Образование играет ключевую роль в жизни человека, помогает раскрыть потенциал, открывает путь к самосовершенствованию и самопознанию. Но почему это важно?
Человек на протяжении жизни учится и ориентируется в потоке информации. Образование формирует индивида как личность, развивая ряд таких качеств как целеустремленность, коммуникабельность и адаптивность.
Для того, чтобы процесс обучения был эффективным следует выбрать подходящий метод обучения.В ХХI веке знания — неисчерпаемый источник, который помогает развиваться, узнавать новое и становиться профессионалом в разных сферах.
Что такое метод обучения?
Это комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели образовательного процесса.
Методы обучения помогают организовывать и структурировать образовательный процесс на основе личностных предпочтений.
Требования к методам обучения
К методам обучения предъявляются два основных требования:
- Методы обучения должны способствовать усвоению информации и развитию навыков.
- Методы обучения должна обеспечивать понимание учебной информации.
Методы обучения
Методы обучения основаны на построении определенной системы, которая учитывает цели, уровень развития и индивидуальные характеристики. Рассмотрим самые распространенные методы обучения.
Модульное обучение
Метод модульного обучения основан на разделении информации по самостоятельным модулям, каждый из которых предполагает свои цели и методы подачи информации.
Плюсы: избирательность, гибкость и возможность перестановки модулей.
Минусы: учебный материал может быть усвоен не целостно.
Метод интеллект-карт
Интеллект-карты предполагают визуализирование какой-либо концепции, темы или проблемы, которое помогает наглядно увидеть связи между составляющими.
Плюсы: улучшение способности анализировать и систематизировать информацию.
Минусы: отсутствие возможности провести всеобъемлющее изучение, информация может быть не усвоена.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение предполагает использование телекоммуникационных средств, которые позволяют проходить обучение на большом расстоянии.
Плюсы: возможность вовлечения большого числа учащихся, возможность обучения в любой точке мира, возможность выбора времени для занятий.
Минусы: высокие требования к технической оснащенности, отсутствие визуального контакта.
Метод ролевой игры
Метод обучения основан на выполнении учащимися установленных ролей в условиях, которые отвечают задачам игры в рамках исследуемой темы или предмета.
Плюсы: улучшает их понимание мотивов других людей, снижает количество распространённых ошибок.
Минусы: не способен раскрыть глубинные мотивы, побуждающие людей принимать решения в профессиональной деятельности.
Метод деловой игры
Метод деловой игры основан на моделировании всевозможных ситуаций и особенностей сторон той деятельности, которая относится к изучаемой теме или дисциплине.
Плюсы: возможность провести всеобъемлющее изучение проблемы, подготовить способы её решения и применить их.
Минусы: необходимость обязательно создавать сценарий игры, высокие требования к педагогу.
Кейс-стади
Метод кейс-стади основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой области.
Плюсы: возможность сопоставить объект изучения с опытом.
Минусы: высокие требования к организации обсуждения, все участники должны быть компетентны.
Действие по образцу
Данный метод основан на демонстрации поведенческой модели, которая и является примером для поведения, выполнения заданий и подражания в осваиваемой области.
Плюсы: соответствие конкретным ситуациям в рамках исследуемой темы, учет индивидуальных характеристик учащихся.
Минусы: отрицательные установки, которые не связаны с содержательной частью метода.
Метод рефлексии
Метод рефлексии предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала учащимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению изучаемому материалу.
Плюсы: учащийся получает адресную поддержку и повышает свой опыт.
Минусы: ограниченная сфера деятельности, получение знаний посредством проб и ошибок.
Мозговой штурм
Метод мозгового штурма предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи. Каждый участник предлагает свои идеи, из который выбирается одна наиболее продуктивная.
Плюсы: развивает способность к оперативному мышлению и включению в групповую работу, оказывает минимальное стрессовое воздействие.
Минусы: метод не очень эффективен для решения сложных проблем, не позволяет определить ясные показатели эффективности решений.
Консалтинг
Консалтинг — метод консультирования, который предполагает, что учащийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.
Плюсы: учащийся получает адресную поддержку и повышает свой опыт.
Минусы: метод зависит от специфики педагогической деятельности, и требует для реализации материальных затрат.
Интерливинг
Интерливинг — метод обучения, направленное не на одну область исследования, а на несколько. Учащийся осваивает информацию комплексно, чередуя ее между собой.
Плюсы: эффективность изучения нового теоретического и практического материала, развитие гибкости мышления и действий.
Минусы: учебный процесс ощущается как более растянутый и требует постоянной концентрации.
Как выбрать метод обучения?
Для того, чтобы выбрать метод обучения необходимо учитывать следующие факторы:
- Цель и задачи обучения;
- Содержание учебного материала;
- Уровень учебной подготовленности и мотивации;
- Индивидуальные особенности и возможности;
- Отведенное для обучения время;
- Материально-технические, организационные условия обучения;
- Тип и структура учебного занятия;
- Характер взаимодействия и стиль взаимодействия между обучающим и обучающимся.
Комментарии