Научный проект, курсовая, дипломная – путь к диплому о высшем образовании длиною в студенческую жизнь. И пройти ее в одиночку нельзя. Рядом должен быть наставник, руководитель, научный отец (или мать, если хотите). Но в отличие от родителей биологических, научных мы выбираем сами. Как сделать верный выбор? Кто согласится вложить в тебя свои знания? Эти вопросы взрывают мозг любому первокурснику.
Путь первый – судьба
Да, судьба, фатум, провидение может подсказать тебе наилучшее решение. Возможно, с кем-то из педагогов ты столкнулся в коридоре и чем-то помог. А может быть, участие проявили к твоей персоне, и ты лично оказался знаком с одним из светил науки. Подумай хорошенько. Если такой человек уже в зоне видимости – изучи труды в библиотеке, расспроси на кафедре о сфере его научных интересов. Сможешь ли ты открыть в этой области для себя (или совсем масштабно - для всего мира) что-то новое? Если в ответ на этот вопрос что-то внутри по-теплому «екнет» – это твой научный родитель. Останется найти к нему подход и не разочаровать.
Путь второй – охотничий
Здесь придется выступить в роли охотника. Жертва твоего поиска пока не знает об интересе к нему. Но и ты пока не знаешь, кто он. А для того чтобы сузить круги поисков, стоит покопаться в себе. Кто ты – практик или теоретик? Зачем тебе научная работа – отписаться и забыть или сделать имя в науке? Как ты учишься? Легко и без нажима, или нуждаешься в жесткой руке, постоянно подгоняющей к результату? Отвечая на эти вопросы, ты постепенно начнешь складывать портрет своего научного руководителя. Путь этот будет нелегок, но постепенно ты окажешься рядом с ним. И если уж найдешь, вцепляйся мертвой хваткой хищника и не отпускай. Не только выполняй задачи, поставленные перед тобой, но и сам терзай догадками, теориями, идеями.
Если это твой путь – будь требователен.
Путь третий – магнитный
Эта дорога подойдет для любителей быть в центре внимания. Здесь задача правильна засветиться – интересом к науке и научным трудам сотрудников интересующей тебя кафедры. Главное – не перестараться и не затмить цель своих поисков. Выясни имена всех заслуживающих внимания преподавателей у секретаря. Найди их книги, научные труды. Постарайся к месту и вовремя (то есть тогда, когда они слышат) цитировать выдержки из докладов. В конце концов на тебя обратят внимание и сами пригласят к себе под крыло. Тут уже надо будет не оплошать, не перегнуть палку и в присутствии руководителя давать шанс ему светить больше, ярче, продуктивнее.
Путь четвертый – на чужих ошибках
Этот путь наиболее легкий и распространенный.
Что нужно делать? Разговорить старшекурсников.
Узнать все самое интересное, веселое и страшное, связанное с защитой работ. Зная такие подробности, как количество пятерок и провалов у каждого препода, вы определите самого успешного и опытного. Только из мнения уже близко подошедших к защите студентов можно сложить объективный портрет каждого преподавателя. Но торопись. Идти этим путем нужно быстрее, потому что подготовительной работы много, а научных руководителей могут расхватать, как горячие пирожки.
Какой путь поисков выбрать - личное дело каждого. Главное, если уж сделали выбор и считаете его удачным – не отступайте. Дерзко идите вперед, при этом следуя советам наставника. Держитесь намеченной стратегии и балансируйте. Ибо баланс – лучшее, что могло с вами произойти.
Комментарии