Желающий покритиковать вас найдется везде! Ехидная тетка в очереди, дальние родственники на семейном сборе, вредный парень из компании на прогулке, руководитель на работе или преподаватель в вузе. Это естественная часть общения. Вы не можете все делать правильно с первого раза и нравиться всем, как купюра 100 долларов. Научиться спокойно реагировать на критику вообще важный шаг на пути к взрослению.
Мы собрали несколько способов обратить критику себе на пользу. Проверено — работают.
Правило 1. Не слушайте голос эмоций
Если вы обиделись на критику — поздравляю с поступлением в четвертый класс. Вернитесь к этой статье, когда будете готовиться к ОГЭ. Взрослые люди не обижаются на критику, потому что знают: у всех есть и сильные, и слабые стороны, и быть идеальным, не заслуживающим критики, невозможно.
Неуверенность в себе тоже может вызвать шквал негатива в ответ на критику. Когда в душе поднимется эмоциональный протест, вспомните, что на самом деле вы — замечательный, в вашей голове зарождаются хорошие идеи, а не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Замечания не делают вас плохим: хорошая критика обтачивает человека, как меч самурая.
Правило 2. Что можно улучшить?
Подумайте, что хотел изменить человек, который вас критикует. Может, он хочет сделать из вас настоящего профессионала? Попробуйте послушаться, и, возможно, вы будете быстрее развиваться в своей сфере. Может, он хочет навязать вам свой образ жизни, потому что считает его единственно правильным? Если вам такая жизнь просто не подходит — спокойно скажите об этом. Может, вы допустили ошибку, которой и сами не заметили? Тогда исправьте ее и поблагодарите критика. Впредь вы не ошибетесь.
Что изменится, если вы проявите гибкость и послушаетесь критика? Просто представляйте варианты развития событий.
Правило 3. Критикуешь – предлагай, предлагая – делай
Если критик с самыми доброжелательными намерениями указывает на ошибку, но при этом либо ничего не предлагает по ее устранению, либо предлагает нереализуемый бред, говорите об этом и просите время. Вы не обязаны исправлять недостатки сразу же, одномоментно. Полезнее притормозить и выстроить план действий.
Правило 4. Просите обоснований
Если вас критикует тот, кого не касается ваше дело, поинтересуйтесь, зачем он вообще дает советы. У него может быть полезный опыт и он желает им поделиться, и это стоит выслушать, а может, он один из очередных заскучавших диванных экспертов, и прислушиваться не обязательно.
Правило 5. Смейтесь
Если вы чувствуете, что вас критикуют вообще ни за что, лишь ради эмоциональной разрядки — посмейтесь над критикующим. Обычно в роли таких критиков выступают незнакомцы, особенно утром и в конце рабочих дней. Еще это бывают близкие, которые сильно устали или обладают плохим характером. Пошутите над критиком, над ситуацией, над собой или просто смейтесь в ответ на критику.
Как правило, смех разряжает обстановку и отбивает желание спорить.
Правило 6. Не ввязывайтесь в спор
Критика существует не ради спора, а ради того, чтобы слушать ее или не слушать — изменить что-то к лучшему или нет. Вместо возражения задайте вопрос. Например, если решение руководителя кажется вам дорогим, вместо «я не буду этого делать, это дорого» скажите «а как мы решим вопрос с деньгами?». Не вставайте в оппозицию и помните, что у вас общая цель.
Правило 7. Недоброжелатели
Даже люди, которые открыто демонстрируют неприязнь критикой, могут быть полезны! Не пытайтесь соглашаться с ними, противореча своим принципам, или переспорить. Вы потеряете их уважение к себе. Верьте в себя и свою точку зрения и встречайте критику без боязни.
Комментарии