Недавно я встретил старого знакомого, с которым не виделся лет 10. Слово за слово, и вот он уже рассказывает о своей семье и жалуется на неадекватность школьных домашних заданий, выполнить которые первоклашке не под силу.
«Ты только представь, – возбужденно тараторит он, – они еще за парты сесть не успели, а им уже задали самим стихотворение написать!». Я сочувственно киваю головой.
И действительно, современные программы гораздо сложнее, чем 20-30 лет назад. Тогда детей не надо было натаскивать на ЕГЭ и нанимать репетитора по каждому предмету, с подготовкой к экзаменам вполне успешно справлялись и учителя.
Сейчас во всем мире ситуация похожая: востребованность репетиторов очень высокая. В Индии с репетиторами занимаются четыре из пяти индийских школьника, причем зачастую утром, до уроков. Учителя намеренно подталкивают детей посещать платные дополнительные занятия, недодавая им знания на уроках.
В Южной Корее, чтобы поступить в престижный вуз, нужно ежедневно заниматься около 14 часов. Для успешной сдачи вступительных тестов к репетиторам обращаются 70% учеников. В Японии дети и вовсе занимаются с ними ежедневно, даже в праздничные и выходные дни.
Россияне не отстают: в год они тратят на услуги репетиторов около тридцати миллиардов рублей, полагая, что без индивидуальной подготовки их дети не смогут сдать ЕГЭ.
Так что же, репетиторы нынче – необходимость? Обращались ли вы к ним за помощью или, может, сами оказывали такие услуги?
Комментарии 49
Увы, репетиторство сейчас не является необходимостью. Существует огромное количество информации, доступной для самостоятельного изучения и освоения. При достаточной мотивации и правильном подходе этого более чем достаточно для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ.
А вообще, глядя на себя, глядя на свою любимую жену, глядя на то, что мы оба де молодцы прилежно учились, побеждали на олимпиадах и все такое прочее, лучше бы учились поменьше, а отдыхали и веселились бы - побольше.
а почему "увы"?
Да я свое мнение просто выразил - все меняется, сравнительно новое технологии обучения становятся все более и более доступными для широких масс. Было бы желание.
Расскажите это мне - репетитору, к которому дети записаны уже на 2020-2021 учебный год) Как правило, каждый из них посещает еще 2-3 репетиторов. Поэтому, жалея детей, практически не задаю им домашние задания. Учить -да, решать - нет. Вы правы в части источников - их очень много, среди них даже есть качественные. Но навыка самоорганизации и самодисциплины для прилежных регулярных занятий хватит мало у кого. Да и уровень экзаменов - ого-го (я готовлю к ЕГЭ по информатике). Для родителей тоже спокойнее передать ответственность в надежные руки. Так что пока репетитор нужен. Что будет дальше? Увидим)
Я не ставлю под сомнение важность и нужность вашей деятельности. Вот у меня вопрос родился: "Какая часть от всех детей, которых Вы готовите к сдаче ЕГЭ по информатике сами бы пришли бы к Вам (будь у них такие возможности, конечно же), а не были бы приведены родителями"?
по опыту скажу, что таких детей с каждым годом все меньше, где то 10% сами понимают, что нужен реп. инфантилизм зашкаливает. Хотя, когда я начинала 20 лет назад, звонили чаще сами школьники.
пи...деть, не мешки ворочать...)))
)) Вы знаете, я предпочитаю договариваться с родителями - все же дети не дееспособны с точки зрения закона, да и зарабатывают не сами. Но вот в последние 2-3 года (а опыт мой - порядка 20 лет) участились случаи, когда звонит и договаривается о занятиях сам ребенок. Что это означает - мне непонятно, пока изучаю явление как феномен. Обычно прошу, чтобы перезвонили родители. Но иногда, в запарке, когда звонит очень много народу (август-сентябрь и февраль-март), могу упустить и договориться с ребенком. И все ходят. Как Вы правильно отмечаете - они смотивированы. Так что точного ответа на Ваш вопрос у меня нет, а дети, приходящие самостоятельно - есть)
У меня дочка готовится сама без репетиторов, в школе очень много дополнительных занятий, факультативов до уроков, по субботам и праздничным дням. Но подавляющее большинство детей предпочитает ходит к репетиторам, иногда даже к тем же преподавателям. Дочке предлагала пойти дополнительно заниматься, но она отказалась, занимается дополнительно сама в онлайн школах и так далее. Что из этого получится не знаю)) Напишу по прошествии сдачи экзаменов.
Сдает она- математика профиль, информатика, физика, русский.
Про старшую школу не скажу, не знаю, потому что мой старший пока еще в 3-м классе. Но вот меня убивает желание мамочек (да и папочек) отдать детей садиковского возраста в какую нибудь "Школу умного ребенка". Перед школой (6 лет) - это вот прям обязательно, иначе "не будет успевать по программе". Хочется спросить мамочек (да и папочек) - вы совсем дебилы что ли? Вы что, сами не можете ребенка 2+2 научить складывать? Или отличить красный квадратик от зеленого кружочка? А именно этим они там и занимаются, а вовсе не китайский язык учат. Аргумент приводят - нет времени. Т.е. вот отвезти ребенка в эту школу, потом просидеть час в коридоре уткнувшись в телефон, потом привезти его назад - на это время есть, а вот вечером посидеть с ребенком пол-часа порисовать эти самые зеленые кружочки - времени нет, ага. Ну естественно "преподаватели" в этих "школах", почуяв жилу, разрабатывают ее по полной программе. Недавно видел рекламу какой-то такой "школы", в которую принимают детей то ли с 8 то ли с 10 месяцев от рождения! Ну а чё, правильно - надо рубить бабло с лохов, если они сами готовы его отдавать, да еще и благодарить за это.
Подозреваю что во "взрослом" репетиторстве происходит примерно тоже самое, но тут я могу конечно ошибаться, ибо еще не дорос. Но что-то мне подсказывает что не может такого быть, что взрослый человек с дипломом среднего вуза (а они сейчас у всех) не в состоянии освоить школьную программу , чтобы помочь своему ребенку ее освоить. А, опять нет времени? Ну да, надо же денег на репетиров зарабатывать...
До "взрослого" репетиторства мой сын тоже пока не дорос, но про дошкольников и младших школьников Вы, по-моему, абсолютно правы. Тоже удивляюсь с тех, кто сидит в коридорах, ожидая и ковыряясь в телефоне вместо того, чтобы позаниматься со своими детьми.
я немного вставлю своего опыта. Я математик, репетирую студентов в основном, но и школу могу. Но с собственным ребенком я прежде всего мать, и функции у меня другие. К ЗНО (как в РФ ЕГЭ) готовилась с ней скрепя сердце, и то, она все больше сама решала и на проверку приносила (сейчас в вузе тоже сама, ну и препод толковый). А объяснять именно ей у меня очень плохо получается. Одноклассница приходит, работаем, все ок. Не поняли? Объясняю, в дебри не лезу. А наедине ну ужас. Мне от моей все хочется, чтоб она сама нашла решение, чтоб поняла какие то нюансы, вобщем загоняюсь. Начинаем раздражаться обе, а мне такое с подростком лишний раз не надо. Поэтому когда у нее возникали проблемы в 8-9 классе, я ее отправляла к другой хорошей учительнице в нашей же школе, за деньги. И вы будете смеяться, но еще и за небольшие деньги на групповые занятия к штатной математичке, потому что иначе не видать нам было нормальных оценок(((. Так что не спешите осуждать, усвоить программу это одно, а преподавать это другое. Имхо, родители не должны быть репетиторами, даже когда 2+2. "Иногда помочь с уроками" и "вместе делать" это разные вещи.
И про зеленые кружочки. У меня в дипломе 5 стоит по матлогике, но эту их "логику" в 1-2 классе, я купила самоучитель и тупо списывала, ибо это Адъ...
в 1, 2 классе Ад...? Вы что-то путаете. Нормально там все. И самоучитель не нужен, уверяю вас. Учебника за 1 и 2 класс вполне достаточно!
ну, прошло 10 лет, и все могло измениться. плюс вы где? Мы в Украине, Одесса. У нас тут даже в пределах города учебники и программы разные могут быть.
Я в России. Учебная программа - "Школа России". Самоучитель родителю в 1,2 классе имхо не нужен, учебника достаточно. Если у вас такая чехарда с учебными программами - может быть вы и правы, я же ваши не видел. Я не про то. Я про то что многие родители под предлогом "отдать в руки профессионалов" отпихивают от себя детей. Дань моде что ли, не знаю... И не подозревают, что с них просто напросто стригут бабло. Я молчу про репетиторов старших классов, просто молчу. Но зеленые кружочки - это реально стрижка бабла, больше ничего
Плюсуюсь. Учителем должен быть чужой человек, с которым дистанция. Если родитель берется за обучение - получается черезжопное смешивание функций, а эффект сомнительный.
И вы ниже про папу то же самое пишете :)
Во многом Вы правы. Родителям заниматься с ребенком самостоятельно - хорошо и правильно, и действительно, занимает меньше времени, чем возить по " школам умного ребенка". Но есть специфические знания и умения, которые не каждый родитель сумеет дать, а в развитии ребенка они необходимы. Тут подключаются музыкальная и художественная школы, спортивные секции и т.д. Да и одна школа умного ребенка другой - рознь, просто подходить к этому надо разумно.
А по поводу - может ли любой современный дипломированный родитель помочь своему ребенку подготовиться к экзаменам, могу прокомментировать только про ЕГЭ и только по информатике, на конкретном примере. Когда я работала в одной организации, у меня был коллега - начальник информационного отдела, молодой военный пенсионер с радиотехническим образованием. Так как я тоже типа it-шник, у нас было много общих тем, и как-то он сказал, что дочка будет поступать в престижный вуз в Москве, ей нужна информатика, и он изучает ЕГЭ, чтобы с ней заниматься. Примерно через месяц привел ее ко мне. А он очень умный, грамотный и развивающийся человек. Просто в ЕГЭ по информатике есть много очень интересных, но специфических задач, на которых надо собаку съесть. Например, у меня первое образование математическое еще советское - читай качественное. Мат. логику мы учили от и до. Но системы логических уравнений (вы б на них глянули!) научилась решать только продираясь сквозь ЕГЭ по информатике.
Но в целом я с Вами согласна. Не стоит платить за понты. Надо делать разумный выбор. И еще - мы совсем забыли, что у ребенка должно быть детство(
Про музыкальные, художественные, спортивные и другие творческие кружки соглашусь. Если мне медведь на ухо наступил, то чем же я помогу ребенку по музыке, конечно ничем. Хотя тут тоже... Школы танцев как грибы растут. И есть у меня червячок сомнений, что не в танцах там дело, а в ежемесячной плате за обучение. Ну это ладно, мы не про то, мы про школьные предметы.
Про ЕГЭ вам конечно виднее, я не дорос еще до него, но подозреваю что там конечно темный лес и полный кошмар. Т.е. просто выполняя школьную программу его не сдашь нормально - это факт, нужно дополнительно заниматься. А вот заниматься с репетитором или самостоятельно - это большой вопрос. Хотя тут конечно еще организация ребенка имеет огромное значение. Сможет ли он даже если хватит ума - хватит ли усидчивости? А к репетитору хочешь не хочешь, а идти нужно....
про танцы. Часто да. дело не в танцах, а умении двигаться, слышать музыку, общем развитии. У меня чемпионом паркета никто из дочерей не стал, но осанка и движение, умение держаться, двигаться под музыку, это у них было к важному для девочек моменту. Я довольна. Будет необходимость - вернутся к этому занятию, уже сами выберут клуб и стиль.
я не про бальные танцы, с ними вопросов нет. я про 2+2.
мой покойный папа, очень умный и образованный человек, химик, но прекрасно знавший и физику, пытался мне помогать с этим предметом. Ибо и с учителями не везло, и воображения у меня видимо не хватало. В результате я от физики чешусь и покрываюсь сыпью)))). И не знаю ее ни разу. А студенты его обожали.
Ответ очень прост ))) родители не умнее чем стены этого коридора )))
не всегда. Не знаю, что там за стенами, но заработать на эти занятия, "одеть умыть и накормить", вот функции родителей. ну и многое другое. Я тоже когда то сидела под стенами кружка по бальным танцам, вязала им свитера. Пара часов отдыха за день, единственных. А должна была польку-бабочку выучить?
выжмать )))) конечно должны были
"одеть умыть и накормить"? только? Ну развивайте свою мысль дальше. Сняли с себя обязанность проверять (читай помогать) учить уроки, обязанности репетиторства (если нацелились на что-то большее), так снимайте с себя и эти обязанности тоже. Уроки - репетитор. Одеть, умыть - гувернантка. Накормить - личный повар, ну или школьная продленка. Дальше продолжать мысль?
научите меня быть матерью). А то без ваших мудрых советов никак. там еще "многое другое" в тексте, видели? Или вы не читать, а токмо писать обучены?
я физически не могу научить быть матерью... Пол другой.
- Ах генерал, вы никогда не будете матерью!
- Я слишком стар для этого. (с)
Идеальная ситуация - когда школьник полгода ходит к репетитору (максимум!) "уточнить детали". На практике это годы (!) занятий.
Не совсем понял - для кого годы? для школьника или для репетитора?
для школьника
Тогда я так и не понял как ответить на вопрос топика - репетиторство для современных школьников - это реальная, объективная необходимость? Или дань моде и нежелание самому учиться?
нежелание самому учиться
Т.е. если ребенок не полный идиот, то он вполне способен сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ самостоятельно, без репетиторов, правильно я понял? Школьной программы для этого достаточно, так? Предположим что желание у него есть (пока опустим вопрос откуда оно у него взялось...)
а Вы не знали, что ЕГЭ составляют по школьной программе?
откуда? я в 3-м классе... Но вот все утверждают что сдать ЕГЭ (хорошо сдать имеется ввиду) без репетитора ПРИНЦИПИАЛЬНО не возможно. Потому что хоть и по школьной программе, но так что вот не возможно и все! Скажите пожалуйста свое мнение - это действительно так? Или все-таки это принципиально возможно и все дело в том самом желании (пока опустим вопрос откуда оно взялось...)?
"говорят все, что сдать невозможно" - кто это - ВСЕ? а как поступают без репетиторов? усидчивости не хватает 90% школьникам, лень и тп. -весь современный образ жизни настроен так, что им якобы что то должны. Поэтому не хотят, а подготовка самостоятельная вполне реальна.
Большое спасибо. Я получил ответ на свой вопрос. Пошли они ВСЕ на фиг. Теперь я точно знаю что они врут, раньше только догадывался
курсы подготовительные в вузе, на который фапают и куда хотят, тоже вариант.
не знаю, я сдавал ЕГЭ по математике, когда его только ввели. в последний год действия эксперимента попал. тогда его боялись не только ученики, но и сами учителя. был страх неизвестности. ничего - без репетитора на 84 балла сдал. хотя я по природе гуманитарий. все вполне реально, если в течение учебного периода стремиться к сохранению материала в уме
Я тоже поступала в 98м, только ввели эксперимент. Сдала хим-био на 5, но и в школе готовилась, самостоятельно
В марте попал в больницу на 5 недель. Раз 10 после операции ко мне приходил внук маминого одноклассника, учащийся какого-то колледжа (я, разумеется, знаю, это неважно). И я его натаскивал на теорию пределов, дифференциальное и интегральное исчисление, и немного на матрицы и решение систем линейных уравнений, при том, что у него сложности со знанием школьной программы.
Однако получилось: зачет и экзамен на "хорошо". Сам не ожидал.
С майскими! И берегите себя!
Да бросьте про сложность с программой. Она раза в 4 меньше, чем была в 1940 году Никого не натаскивают, а подтасовывают результаты ЕГЭ, вот и все Кто в школе - знает, как это делается
у меня ребенок идет в первый класс осенью, почитала ваш пост и коменты и стало плохо и горько
зря нагнетаете. Тут уже перебор какой-то. Всё нормально в начальной школе. Если сами учителя хорошие и талантливые.
пока не знаю к чему готовиться. поэтому готовимся к худшему, ожидаем лучшего)
На мой взгляд, репетиторство необходимо. Репетитор равномерно распределяет нагрузку, может восполнить пробелы в знаниях. Это как раз таки то, что необходимо современному ученику в условиях сильной загруженности и огромного потока информации.
они всегда нужны, имхо