Моя первая учительница была удивительной – столько добра и света я не встречал еще ни в одном человеке. Помню, как однажды она сказала, что благодаря нам навечно останется молодой.
В средней и старшей школе педагоги были разные: любящие свой предмет и детей, равнодушные, строгие, веселые. Каждый из них хоть немного, но повлиял на мое мировоззрение. И мне стало интересно, какой след оставляет преподавание в сердцах учителей.
Я пообщался с двумя учителями, которые связали свою жизнь с историей и школой. Их рассказы получились объемными, но я уверен, вы осилите. Оно того стоит. ;)
Оксана
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»
Еще школьницей знала, что умею доносить сложную информацию до умов одноклассников. Я была той, вокруг которой собирались послушать пересказ «Евгения Онегина» и «Войны и мира». Меня не оставляли в покое даже дома. Помню, как подруга приехала с родителями на машине до занятий, чтобы я помогла решить задачу по физике, которую ей задали в педучилище.
После школы мне захотелось стать библиотекарем – очень привлекала эта спокойная и романтичная профессия. Проработав школьным библиотекарем год, решила получить высшее образование. Выбор пал на факультет истории.
Нестандартная внешность
Я очень миниатюрная девушка, которую часто путают с ученицей 7 класса. Директор школы все время переживает, что когда-нибудь школьники меня затопчут, а дети недоумевают, как учительница может быть такой маленькой. Но как только начинается урок, они замолкают. Не буду скромничать, они обожают уроки истории, а я в душе радуюсь их горящим глазам.
Конечно, мои первые уроки были далеки от идеала. Помню два пятых класса – в каждом было по 35 человек. Когда я заходила в кабинет, то не видела детей, сидящих на последних партах. Один ученик умудрился переодеть штаны к физкультуре прямо у меня под носом. Смеялся весь класс.
Не все ученики любят школу с ее нормами поведения: кто-то захочет сорвать занятие неуместными шутками, кому-то звонят родители во время урока. А иногда директор решит отчитать за отсутствие первых мест на олимпиаде. Важно всегда оставаться человеком и не срываться на детях. Они не должны видеть слабости во внутреннем мире учителя, особенно слез или растерянности.
Моя школа
Школа, в которой я сейчас работаю, находится в частном секторе на окраине небольшого рабочего городка. Есть дети, которым иногда не в чем прийти в школу. О получении качественного образования они и вовсе не думают. Но работать с некоторыми из них очень интересно. Сначала предложишь посмотреть фильм по теме урока, затем спросишь о впечатлениях, поставишь оценку чуть выше в виде аванса, а затем наблюдаешь, как у них просыпается интерес к новым знаниям. Особенно это работает с мальчиками. Они не становятся отличниками, но суть современной школы не в этом. Важно научить их добывать знания.
О детях
Я не очень люблю понятие «современные дети». Считаю, что дети такие, в каких условиях они вынуждены жить, развиваться, взрослеть. Большинство из них легко удивить, заинтересовать фактами. Я всегда говорю им: «Как можно не любить историю, она же как сказка!».
Закончу своим любимым выражением Плутарха «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Отыскав и захватив учебой нескольких учеников, можно наблюдать, как пламя распространяется на весь класс.
Михаил
«Никто не смог внятно ответить на такой простой вопрос: почему это все с нами происходит...»
Мои школьные годы пришлось на конец 80-х – первую половину 90-х годов. Самое непростое, переломное и по-настоящему историческое время в недавнем прошлом нашей страны.
На моих глазах быстро сменялись, казалось еще вчера, незыблемые, фундаментальные государственные, социальные, экономические и, что греха таить нравственные парадигмы.
Никто из окружающих меня людей не смог внятно ответить на такой простой вопрос: почему это все с нами происходит и к чему в конце концов приведет. Тогда я, наверное, и начал углубленно изучать историю.
Как я стал учителем
На мой взгляд, педагогика, как бы пафосно это ни звучало, – действительно больше, чем просто профессия, а настоящее призвание. До поступления в педагогический университет, я отслужил два года в армии и хотел строить и дальше военную карьеру. К тому же то время (только отгремел финансовый дефолт 1998 года) у всех простых россиян финансово было крайне непростым, и я согласился на двухгодичный добровольческий контракт в зоне урегулирования второго чеченского конфликта.
Находясь там, я по-настоящему понял, насколько все-таки недооценена и важна профессия учителя. По нам зачастую стреляли вчерашние дети, которые всегда добровольно, размазывая слезы по лицу, сдавались нам. Из разговоров я понял, что именно откровенная нищета и отсутствие должного образования помешали им в подавляющем большинстве случаев найти правильную дорогу в жизни.
В 23 года я поступил в педагогический.
Первый урок
У меня весьма колоритная внешность (рост 204 см и вес под 150 кг) и второе после педагогики хобби тяжелая атлетика, меня зачастую принимают за грузчика или чьего-либо родителя. Особенно бурно реагируют дети, когда я беру руководство над новым классом.
Первый урок – это как первая школьная любовь, невозможно забыть. Поначалу в классе стояла гробовая тишина, и было сложно мотивировать детей на какие-либо действия – они меня очень боялись. Но я хоть и большой, но добрый «медведь», и мы нашли общий язык. Особенно помог тот момент, когда я каждого вышедшего к доске сажал себе на плечи и отвечал он уже оттуда.
В повседневной практике стараюсь обучить детей не только потреблять, но и грамотно применять в жизни весь функционал современных технологий. 3D-проекции и составление презентаций в качестве домашнего задания на моих уроках норма. На факультативе совместно с преподавателем информатики мы с учениками замахнулись даже на написание собственной исторической компьютерной игры.
Современные дети
Каждый ребенок – неповторимая личность. Так что здесь можно лишь говорить об общих тенденциях. На мой взгляд, дети сейчас более открытые, чем к примеру, мы в их возрасте. Менее костные и консервативные во взглядах, чем даже их сверстники десятилетие назад. Что вполне логично, так как они живут в мире открытой и доступной информации. Это одновременно хорошо и плохо. Хорошо тем, что они имеют гораздо больший диапазон и перспективы для саморазвития и познания, а плохо, потому что по этой же причине сильнее подвержены влиянию чужого, деструктивного или, что на мой личный взгляд гораздо хуже, – потребительски-пофигистического мнения.
Ведь современный интернет, это не только страницы Википедии, но и открытие любому ресурсы с откровенно цензурируемым содержанием. А тот же Ютуб, который родители зачастую считают безобидной детской блажью, наполнен тоннами отупляюще-развлекательного контента, способного откровенно травмировать и изуродовать психику ребенка. А эти проблемы – не сломанная нога, их так и не заметишь сразу, а последствия бывают разрушительнее, чем даже самые тяжелые физические травмы.
Моя главная цель как учителя – выпустить как можно больше грамотных, разумных, умеющих не только зубрить, но и думать наперед учеников. А вдохновляют меня на это, наверное, сами дети— их во многом простой, но такой чистый и честный в своей непосредственности взгляд на мир.
Комментарии 44
тема про цены набрала куда больше комментов ))))
Увы! Разумное-доброе-вечное сейчас не в моде! Это всё "высокие слова" и "слишком пафосно" :(((. А вот бабло решает всё! Вот и множество откликов поэтому там.
Забавляет как критики Российской экономики не брезгуют харчеваться за Российским столом, не стал с ними спорить.
Ибо настоящих экспертов в области ВПК не переспоришь )))
да-да-да! "Диванные аналитиГи" - это СИЛА! Мне ещё предсказатель понравился. Причём, он на трезвую голову (сам уверял) всё это нёс. Прямо новая Ванга! И даже жопу нарисовать смог, пользуясь возможностями ворда!
Предсказателей у нас хватало всегда
Историков знающих все про монголо-татарское иго тоже предостаточно
А Бушков вот изучал летописи и пришёл к выводу, что ига-то вообще не было! И косвенно это было подтверждено генетически: взяли какого-то русского, род которого много веков проживал в центральной России, и проверили ДНК. Оказалось, что ни монголов, ни татар в его генах нет. Чисто славянские гены. Получается, что монголотатары, захватив древнюю Русь, никого даже и не насиловали? Или ига вообще не было?
ТММ22, вот Вы к какому объяснению больше склоняетесь?
что бы ответить на этот вопрос - давайте дадим определению слово "Иго".
И хотелось бы поменьше опираться на ДНК и прочее что можно высосать из пальца и притянуть за уши
Насчёт ДНК Вы зря, генетика - наука точная.
У нас с вами нет своей лаборатории
Поэтому с ДНК пусть генетики работают
А для простых людей это просто флажок, которым машут все кому не лень
А я почему-то генетикам доверяю. Вот так Вас послушать, так и и химикам верить нельзя, если нет своей лаборатории, и физикам, и фармацевтам... Мало ли, каких лабораторий у нас с Вами нет?!
Я бы даже сказала, что никакой лаборатории лично у меня нет! :))))
Кроме продуктов из Лаборатории Касперского.
Я доверяю и генетикам и химикам
Но когда о генетике и химии говорят случайные люди - какое тут доверие
"Учёба в школе ему давалась трудно — в одном из интервью он признался, что был двоечником и хулиганом[3]. В 1972 году семья Бушкова переехала в Абакан (Республика Хакасия). После окончания средней школы от дальнейшего образования отказался"
Бушков про генетику не говорил. Это было другое исследование. Но его результаты , как ни странно, совпали с умозаключениями Бушкова.
Бушкова - отшили идем дальше.
"взяли КАКОГО-ТО РУССКОГО, род которого много веков проживал в центральной России, и проверили ДНК"
Кто взял ?
Род - ? вы серьезно
Проживал в центральной России - доказательства
Кто проверил ДНК - какая лаборатория ? телефон ?
Вот, например: генетики сомневаются в существовании татаро-монгольского ига: https://vm.ru/news/474910.html
Вот, например, например, интересно: http://ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%B8-%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BC/
А вот генетики что пишут: https://www.eg.ru/science/352078/
Все это мусор из интернета
Ну, да, Интернету верить-себя не уважать!
Но, согласитесь, что, действительно, интересно же?
И ведь, действительно, история - наука тёмная и неточная. Вот возьмите Ивана IV, например. Сейчас, когда сопоставили количество жертв "кровавого тирана" Ивана Грозного с количеством жертв современных ему Европейских монархов, выяснилось, что наш царь не то, что превосходил их по жестокости, но значительно уступал. И сына своего он не убивал, а наоборот, очень горевал после смерти его от болезни. Но при Иване IV Русское государство стало укрепляться и увеличило свои границы, вот Запад и начал "пиар-акцию". В итоге Иван IV вошёл в историю как кровавый тиран и убийца собственного сына.
Так что кто-то говорит, что ига вовсе не было, а кто-то говорит, что иго было, но оно генетически "не наследилось" - верные заветам Чингизхана монголо-татары просто уничтожали население покорённых городов под чистую.
Но генетически в нас не больше монголо-татарских генов, чем у чехов, например. Это установленный факт. Генетических последствий ига нет.
Мы так и не договорились
Определиться с понятием слова "Иго"
Что Вы имеете ввиду "определиться с понятием "ига""?
Я иго понимаю в классическом советском понимании, а у Вас другая трактовка?
Дайте определение хотя бы в общих чертах
В самых общих чертах: "Монголо-татарское иго на Руси (1243-1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480 году. Было тормозом экономического, политического и культурного развития."
давайте своими словами
А что, определение из энциклопедии за 1987 непонятно? Зачем своими словами его пересказывать? Я так понимаю иго, как там написано. Не вижу смысла рерайтить текст.
Мне непонятно что у вас в головке
Потому как вы сказали что если никого не насиловали то ига не было
Вот в словаре Фрейда слова "Иго" нет
неправильные какие то монголы на нас напали
Просто обычно практика завоевателей древних какая была? Да ещё и многовековая: захватили, пожгли, пограбили, женщин изнасиловали и домой смылись. Отсюда даже поговорка была: "Поскреби русского и найдёшь в нём татарина." Много татарской крови в нас, думали. А исследователи вот опровергли. На уровне генетики.
Расходимся бабы, маньяк сегодня не придет
Я серьёзно, а Вы всё шутите!
Но если шутить, то вот ещё анекдот:
"Разговаривают две женщины:
: -На меня вчера маньяк напал!
:- Да ты что?! Сексуальный????!!!!!
: -Не очень..."
Практики завоевателей я не знаю.
Могу лишь сказать что забеременевшая от чужака женщина могла сама на себя наложить руки, могли ее убить соплеменники и могли просто убить ребенка.
К тому же женщин не всегда брали в плен, а после издевательств убивали отрезая груди и вспарывая живот.
Да, наверное, иго было. И было уникальное по жестокости, поскольку генетических следов не оставило Ведь набеги были многочисленные и большим войском. :( Иначе мы бы дань Орде не платили. :(((((
Учите историю девушка
Похода( а не набега) на Русь Батый совершил всего два.
Далее учите географию - что бы понять расстояния между Русью и Ордой.
Тогда вам станет понятно что любой набег на Русь нецелесообразен для Орды экономически.
И Вы хотите сказать, что всего из-за двух походов на Русь, Русь несколько веков дань платила?
По-моему, Вы как-то неправильно историю представляете.
Из википедии:
Перечень походов монголо-татар на русские княжества после нашествия
1242: вторжение в Галицко-Волынское княжество.
1252: «Неврюева рать».
1252—1255: «Куремсина рать»: неудачные походы Куремсы на Бакоту, под Кременец, под Владимир и Луцк.
1258—1260: два вторжения Бурундая в Галицко-Волынское княжество, принуждение местных князей участвовать соответственно в походах на Литву и Польшу и разметать несколько крепостей.
1273: два нападения монголов на новгородские земли. Разорение Вологды и Бежицы.
1274: первое разорение Смоленского княжества по пути в Литву.
1275: разгром юго-восточной окраины Руси по пути из Литвы, разорение Курска.
1278: опустошение земель Рязанского княжества.
1281—1282: два разорения Северо-Восточной Руси войсками волжской Орды во время борьбы за власть между сыновьями Александра Невского.
1283: разорение Воргольского, Рыльского и Липовечского княжеств, монголами взяты Курск и Воргол.
1284: военная помощь Орды в восстановлении власти Дмитрия Александровича над Новгородской землей.
1285: войско Елторая, Темирева сына, разорило мордовские, рязанские и муромские земли.
1285: участие в между княжеской борьбе за ярлык на великое Владимирское княжение (разгром русско-ордынской рати войсками князей Северо-Восточной Руси. Первое упоминание о разгроме ордынцев).
1287: набег на Владимир.
1288: набег на Рязань. (разорение Рязани, Мурома и соседних мордовских земель).
1289: разорение русско-ордынскими войсками двух незаконно построенных слобод курского баскака Ахмата (жалоба русских князей хану Теле-Буге). Карательная экспедиция войск из улуса Ногая против князей Курского княжества, по жалобе баскака Ахмата.
1293: «Дюденева рать».
1294: поход ордынцев против Твери (предположительно за неполную уплату дани в Орду).
1300: поход в поддержку Константина рязанского против его племянников Ярославичей и Даниила московского.
1305: поход хана Таир на Русь (причина похода и куда — неизвестно).
1307: поход на Рязанское княжество.
1310: поход на Брянское княжество и Карачевское княжество в поддержку Василия Александровича.
1315: разорение Торжка (Новгородская земля) и Ростова.
1317: разграбление Костромы, Бортеневская битва.
1319: поход на Кострому и Ростов.
1320: набег на Ростов и Владимир.
1321: набег на Кашин.
1322: разорение Ярославля.
1328: «Федорчукова рать».
1333: поход монголо-татар с москвичами на Новгородскую землю.
1334, 1340: походы монголо-татар с москвичами на Смоленское княжество.
1342: интервенция монголо-татар в Рязанское княжество.
1347: набег на Алексин.
1358, 1365, 1370, 1373: походы на Рязанское княжество. Сражение у Шишевского леса.
1361: захват и разграбление владений Нижегородского княжества за р. Пьяной, формирование улуса Секиз-бея в Запьянье.
1367: набег на Нижегородское княжество, Битва на Пьяне (1367).
1375: набег на юго-восточную окраину Нижегородского княжества.
1375: набег на Кашин.
1377 и 1378: набеги на Нижегородское княжество, Битва на Пьяне (1377), поход в Рязанское княжество.
1378: поход Бегича на Москву. Битва на реке Воже.
1379: поход Мамая на Рязань.
1380: поход Мамая на Москву. Куликовская битва.
1382: Нашествие Тохтамыша, сожжена Москва.
1383: разорение Владимира и его округи послом Адаш, за сбор Ордынской дани.
1387: разорение Рязани, Любуцка и его округи.
1388: разорение Рязани и её сельской округи.
1389—1390: разорение территории Рязанского княжества.
1391: поход на Вятку. Разорение территории Рязанского княжества.
1394: поход на Рязанское княжество и отражение набега Олегом Рязанским.
1395: разорение Ельца отрядами Тамерлана[31].
1399: набег на Нижегородское княжество.
1401: разорение ордынцами территории Рязанского княжества и разгром рязанцами ордынской рати.
1408: поддержка ордынцами и вокняжение на рязанское княжество Ивана Владимировича Пронского (два-три месяца), после разгрома московско-рязанской рати на р. Смядва.
1408: Нашествие Едигея.
1410: разорение Владимира.
1410: поход на Рязанское княжество и поражение ордынцев.
1411: вмешательство ордынцев в борьбу русских князей за обладание Нижегородским княжеством (битва под Лысково).
1412: вмешательство ордынцев в борьбу тверских князей за обладание Кашинским княжеством (неудачный штурм Кашина).
1415: разорение Елецкого княжества и сельских окраин Рязанского княжества (уход населения Елецкого княжества на территорию Рязанского).
1422: разорение ордынцами территории Одоевского княжества.
1424: разорение сельской округи Рязанского и Одоевского княжеств.
1425: разорение ордынцами сельской округи рязанского княжества и разгром Рязанцами рати ордынцев.
1429: монголо-татары разоряют окрестности Галича Костромского, Кострому, Лух, Плёсо.
1432—1433: разорение территории Рязанского княжества и принуждение к выплате дани.
1437: разорение сельской округи Рязанского княжества, принуждение к выплате дани.
1438: разорение Рязанского княжества и принуждение к выплате дани.
1439: монголо-татары разоряют окрестности Москвы и Коломну.
1442—1443: разорение сельской округи Рязанского княжества (Кичи-Ахмед хан).
1443: татары разоряют окрестности Рязани, но отражены от города (Мустафа царевич).
1443—1444: поход ордынцев на Рязань и поражение московско-рязанскими войсками царевича Мустафы (зима 1444 г.)
1444: разгром сельской округи Рязанского княжества и мордовских земель (месть за смерть царевича Мустафы)..
1445: набег войск Улу-Мухаммеда на Нижний Новгород и Суздаль (три похода).
1446: разорение ордынцами сельской округи г. Устюг и получение выкупа.
1447: поддержка ордынцев притязаний Дмитрия Юрьевича Шемяки на Московское княжение против Василия Темного (отражение похода в глубь территории Северо-Восточной Руси).
1449: разорение южных окраин Московского княжества.
1451: разорение окрестностей Москвы ханом Мазовшей.
1455 и 1459: разорение южных окраин Московского княжества.
1460: разорение ордынцами сельской округи Рязанского княжества. Отражение Рязанцами осады Переславля и Старой Рязани.
1462: разграбление ордынцами Устюжского уезда и волости Лоха. Разгром ордынцев во время отхода в степь.
1467: разорение ордынцами сельской округи Галича (битва под Галичем)
1468: разорение ордынцами волостей вокруг Костромы и Мурома. Подчинение Вятской земли, как данницы Казанской Орды. Разорение территории Рязанского княжества.
1472: Сражение под Алексином.
1480: стояние на Угре.
Я понял что историю вы не учили в школе)))
Бушков тоже не учил - зато запросто лабает исторические опусы
Я историю учила как раз. Но раз Вы считаете, что я не права, то, пожалуйста, просветите мня, как же на самом деле там дело-то было? Вы-то точно всё знаете. И что же вынуждало Русь платить дань Орде на протяжении нескольких веков?
Да думаю взять вас на поруки
может быть когда нибудь выйдете замуж нарожаете детей
что бы не росли они неучами , что бы мама была у них умная ))))
только давайте без этих копирований из инета - все своими словами
давайте Вы своими словами?
давайте не будем
а если будем то давайте
А давайте не будем действительно. Вы меня извините, если что не так. :(
я же говорю - расходимся маньяк не придет
В тему про то, как важно быть хорошим педагогом.