Суть советского образования можно уместить в четырех словах: коммунизм, фундаментализм, пролетарский интернационализм. Джон Кеннеди в свое время сказал слова, которые наделали много шума: «Союз победил в космической гонке за школьной скамьей. Система советского образования – лучшая во всем мире. Мы должны перенять этот опыт». С тех пор эта точка зрения стала чуть ли не прописной истиной. Но действительно ли так хороша была система образования в СССР?
Школа и вуз
Образование тогда строилось на доступности, согласованности всех звеньев (от начальной школы до самой высшей ступени), единых требованиях и стандартах, унифицированной программе обучения. В особом приоритете были точные науки. Так, например, математика была единственным предметом, который соответствовал требованиям императорской средней школы.
Правда, нельзя забывать о стремительном развитии технологий и количестве новой информации. Приходится ускорять школьные программы. В азбуке за 1965 год много ярких картинок и слова состоят из двух слогов крупным шрифтом, в 1970-1980 годах уже больше текста и шрифт меньше, первоклашки осваивают скоростное чтение. А сегодня желательно самостоятельно научить ребенка читать и писать перед поступлением в первый класс.
Базовые знания помогали многим школьникам бесплатно поступить в институт и получить работу по целевому направлению. В СССР все студенты получали стипендию. Если не повезло с оценками во время сессии, то деньги все равно начислят. И пересдавать предметы можно было хоть до последнего курса. Сейчас в вузах правила строже: троечникам стипендия не положена, а после неудачной пересдачи отчисляют.
Пропаганда
Словно жизненно необходимые кровеносные сосуды, систему образования на всех уровнях пронизывала мощная пропаганда. Эта махина вкладывала в юные умы идеи о центральной роли государства в жизни человека, необходимости коллективизма и ничтожности индивидуального мышления.
Что получалось на выходе? Кем был человек, прошедший сквозь этот образовательный тоннель? Получался патриот своей страны с блестящими знаниями, которые так высоко ценились во все мире, готовый служить на благо государства и выстраивать свою жизнь по советскому лекалу.
Китай
На сегодняшний день Китай перенял базовые принципы образовательной системы СССР и успешно применяет ее в собственных реалиях. Статистика развития государства в части экономии и прочих отраслях говорит сама за себя. Справедливо спросить: «Почему бы не продолжить применять столь успешный советский опыт в условиях нашей страны»? Но тогда возникает встречный вопрос о жизнеспособности данной системы сейчас.
Во-первых, глобализация и прочие процессы внесли существенный вклад в развитие современного российского общества. Больше мы не можем жить в противовес мировым тенденциям, как это делалось на протяжении семидесяти лет советской власти.
Во-вторых, чтобы наши специалисты были востребованы не только на внутреннем, но и на международном рынке труда,обучение должно способствовать развитию индивидуальности, творчества и креатива. А советская система знаний совсем не про это, наоборот – мышление по заданному стандарту. Сейчас так жить не получится. Технологии, изменение общественного уклада и прочие факторы стирают все стандарты.
Говорят, прошлое должно остаться прошлым. Но нельзя отказываться от того, что для многих поколений имело большую ценность. Советское образование отличалось фундаментальностью. Так, может, надо не разрушать фундамент, а укреплять его, чтобы весь дом не обрушился?
Комментарии 92
1) Раньше никто не сидел на уроках в телефонах и планшетах, максимум, играли в морской бой на уроках, но тем не менее, в голову что-то попадало из урока... Сейчас же, кто музыку слушает, кто в игрушки играет, кто в ВК сидит... Не до урока...
2) Сами учителя упрощают жизнь студентам...
Раньше на лекциях все сидели и слушали преподавателя, вели конспекты (ну или хотя бы переписывали их у друга в конце семестра), сейчас же... отфоткал, почитал (и то не факт) и забыл.
У нас на последних курсах почти все лекции были с проектора, препод чего-то пробубнит, потом говорит: "остальное списывайте с экрана". А особо добрые скидывали эти презентации на флешку старосте, чтобы он распространил по группе.
Ну и чему при такой системе можно научиться?
А записывание за преподавателем текста, который уже где-то зафиксирован (например, в учебном пособии), - это какой-то абсурд.
Разница в том, что раньше это понимали не все из-за ограниченности информации, не очень немногие с этим сталкивались, а уж массы таки не осознавали это вовсе, кроме как в редких случаях столкновения с диковинами в виде не нашей пуговицы с не нашими надписями, лежащей на КСП.
Теперь же любой может в три клика поглядеть разницу и оттого она заметнее
Насчет фундаментальности - смотря что и с какого момента считать. Одно дело открыть эффект, другое - применить в жизни.
Лично я удивляюсь многим фундаментальным вещам, которые вот они, в жизни и продолжают случаться. Квантовый компьютер, например. Интернет. Генетика. Химия вон чудеса какие дает.
То, что нет ВЕЛИКИХ открытий - это кажущееся. Когда теслы и фарадеи с кирхгофами открывали чудеса, то обычный современник и оценить это не мог. Тоже думали, что фигня какая-то.
Вон, какие-то мюоны, лептоны и прочие вещи на коллайдерах получают. Кто его знает, куда выгребет.
Если ближе к жизни, то удаленная работа становится обыденностью, домашняя техника вот-вот роботизируется, лет 20 и машины на автопилотах будут не чудом техники.
Бесконечное множество не нужных диссертаций - это наш удел с симуляцией науки и образования. Ну и великих открытий отсутствие - это тоже тут же. Таксу утопили и молодцы
Про трактора же могу сказать, что это как раз и есть признак отсутствия информации.
Вышел крестьянин в поле - ОГО, да сколько же у нас тут тракторов пашет! Сила!
И сравнить ему не с чем. Поэтому и считает, что все пучком. Если бы он имел возможность сравнить, может быть пучок исхудал бы.
Про Менделя и базис - так можно все к пифагору свести или куда там еще. Подумаешь, математика развилась, базис-то еще пифагор заложил.
Ну а про уход к натуре - это личный выбор каждого. Можно и в речке на доске белье стирать, это отдельная запутанная тема.
Раньше в деревнях тоже разруха была. Да еще какая. Просто ни с чем не сравнивали. Сейчас она больше? Наверное. Собес закрылся и если раньше деревня за ничегонеделанье получала деньги, то теперь нет. Вот и вся разница.
Раньше деревня НИЧЕГО не делала. Как и сейчас. Огурцов и помидор не было, и картошку все сами сажали. Иллюзия это, что работало что-то.
По-моему ценнее умение найти информацию, обработать и применить, чем то, чему учили когда-то.
Походы по библиотекам в вашем примере, это тот же гугл, только медленный.
Образование было статично, читатель читает лекцию, писатель пишет лекцию (в массе), оба нифига не думают. Уйма времени уходит на всякие доказательства и повторятельства, хотя препод должен давать направления и пояснять сложные моменты.
Сейчас этого тоже нет. Преподы дорвались до инета и просто заваливают учеников объемом. Выкачал десяток тестов - вывалил студням, нарыл сотню тем для рефератов - вывалил и т.п.
Симуляция какая-то
Еще раз повторюсь, поход в библиотеку, тот же гугл, но очень тормозной и далеко не всегда найти можно, что нужно
В целом да, в инете, в помойке, ерунды больше.
Плата за оперативность )
Ну и опять-таки, смотря что смотреть. Я технарь и техническая литература особой лажей не страдает.
Пургометство - удел гуманитарки. Там да, в печатных источниках более менее устоявшаяся общепринятая версия, а в инете можно всякого нарыть.
Ну там и спрос другой.
Давеча прочитал по диагонали набор интересных статей по альтернативной датировке исторических событий. Классная вещь. Наподобие фантастики, но так забористо )
В целом да, в инете, в помойке, ерунды больше.
Плата за оперативность )
Ну и опять-таки, смотря что смотреть. Я технарь и техническая литература особой лажей не страдает.
Пургометство - удел гуманитарки. Там да, в печатных источниках более менее устоявшаяся общепринятая версия, а в инете можно всякого нарыть.
Ну там и спрос другой.
Давеча прочитал по диагонали набор интересных статей по альтернативной датировке исторических событий. Классная вещь. Наподобие фантастики, но так забористо )
такая лажа сейчас - даже у технарей
А забористая штука мощная была. Такой салат про подмененного Петра 1, детектив с измерением роста и под конец крутой кувырок в датировках и вышло, что история началась с тысячелетия до НЭ и мощный задел на следующую часть с пирамидами. Но туда я уже не полез.
Пока читал, обзавидовался полету мысли.
Все там есть, что надо. Больше - это да, ну так оно ж смотреть надо, кто накатал и где опубликовал
1. Взять хотя бы тот же подход к преподаванию дисциплин в вузах - лекции, которые занимают основную массу учебного времени. Так было и в сссссср, так есть и сейчас. Вот вдумайтесь: преподаватель (с учеными степенями и званиями) читает какой-то текст из своей тетрадки, учебника (а то и из интернета - есть и такие. Тупо читает теорию, а студенты записывают (иногда даже под диктовку) что он говорит.... Что это за детсад? Разве нельзя все эти письменные материалы размножить и раздать или выложить на сайте вуза? Разве нельзя сделать видеозаписи лекций и оставить это на самостоятельное изучение, а освободившееся время потратить на изучение и обсуждение проблемных и сложных вопросов? НЕТ. У нас привыкли диктовать и заставлять переписывать то, что можно скачать.
2. Высокий уровень образования в сссссссссср обеспечивался за счет чрезмерно высокой конкуренции и, соответственно, за счет ограничения доступа к высшему образованию для тех, кто не соответствовал определенным (в том числе, и идеологическим) критериям. Сейчас доступ к образованию имеют практически все, потому и средний уровень может быть пониже. Но не думаю, что это существенная проблема.... Те, кто полагают, что вузы выпускаю сегодня "недоспециалистов", сами почему-то ни как не могут этих "недоспециалистов" опередить.
Поэтому можно сделать вывод: в союзе образование было для государства, а сейчас - для человека. Поэтому брать совковую систему образования за образец, даже фрагментарно, - это абсурд.
Взять крайности и представить их как норму, как делается в Вашем тексте - ну не совсем корректно и вообще про манипуляцию.
Лекция прямой путь к диалогу.
Если студенты не задают вопросы - или им все равно, или они не слушают.
Кому это преподавали в школе? Кого учитель заставлял под зубрежку переписывать теги и прочее?
Почти все учат факультативно, по литературе, по примерам, параллельно опробуя опыт в практике и периодически долбая разных гуру вопросами.
То бишь учишься сам, а гуру-корифей иногда направляет или проясняет. Тогда и самому интереснее и результат налицо.
Применительно к другим предметам это должны быть исследовательские вузы, где корифеи-асы что-то изучают, исследуют, а толпа студней ходит хвостиком, глотает литературу, впитывает опыт и изредка долбает нобелевских лауреатов вопросами.
У нас же человек, который ни дня не работал или забыл, когда работал, учит другого, который еще ни дня не работал тому, что уже не работает, так как давно устарело. Вот оно, образование
Но для этого нужна самоорганизованность и усидчивость,а главное, очень большое желание, которые есть далеко не у всех. На лекциях и семинарах, хочешь-не хочешь, а что-то в голове останется, а к сессии - хочешь, не хочешь, а выучить что-нибудь придется.
То же самое, что есть 2 типа трудяг: самозанятые и ведомые. Самозанятые (как мы), сами всего добиваются и создают себе работу, сами за все отвечают и тд. А ведомые - им дали задание, они и делают, отработали свои часы и до свидания! Ни о чем лишнем думать не надо.
Так и тут. Что дали, то и выучил, а больше и не надо. Сдался и забыл.
У нас же с гуру вообще ничего не преподают, а пинковая система действует тотально.
Студентов должны учить самообразованию и самозанятости. А учат на пинках
Не знаю как на других специальностях, но в медицинских новые технологии - очень большой плюс(тот же интернет является отличным союзником молодого хирурга: включил себе операцию, посмотрел и уже можешь не с пустой головой и ассистировать, да и для любого другого врача - различные онлайн-семинары: включил, узнал какой препарат запрещают из-за доказанного токсического действия, какой внесли в реестр и т.д.). Так что, считаю, во всём нужна середина)
Остальное - в виде расплодившихся г..вузов, недоучек-преподавателей и контор для "помощи студентам" - лишь следствие. Впрочем, если бы не они, где бы тогда кормились присутствующие? :)
Причем тут не надо путать востребованность как знания и востребованность корочек, которая по сути генерирует на глаз половину или больше студиозов. Всякие институты МЧС, мировых цивилизаций, синергий, повышения всего и сразу по сути продают корочки.
Отплатил в говновузе курс, получил корочку, знания те же, зато приобрел вид законности на рабочем месте
Если читая какой-нибудь мануал, справочник или еще что-то не тупой студент может посмотреть все, что ему не понятно, то по лектору сильно активно не покликаешь. Тем более кликальщиков полная аудитория. Поэтому по факту все сводится к бубнежу лекций.
ИМХО, функия лектора должна быть как функция онлайн-помощи на сайте. Мануал почитал, ФАКи почитал, на форуме почитал по проблеме - не понял - пиши письмо в службу поддержки.
У нас же образование - это фактически тебе техподдержка мануал зачитывает, с очень вялой обратной связью
Какая-то кривая логика. Берется некое искусство, которое вообще не каждому дано и постулируется, что сие по мануалу не изучаемо.
А вживую изучаемо?
Так что ваш пример не совсем корректен.
Скрипка сложнее, это факт, но такое специфическое умение как пример приводить, ИМХО, не правильно.
В дисциплинах же, где нужно именно изучение, продуктивнее разбираться самому, а препод - помощь в редких случаях. И так и должно работать образование
Применительно же к нашей системе образования, просто бесполезная функция. Учитель с большой, средней и даже малой буквы просто исчез.
Если когда-то были спецы, так сказать "старой закалки", которые за идею, по призванию, по традиции что-то могли, то сейчас, после многих лет нищеты и загона в науке, откуда может взяться Учитель с большой буквы?
С какого перепуга он пошел в науку? За деньгами? За славой? За открытиями? Передать опыт? Опыт чего? Сейчас все преподы чистые наученцы, то есть люди, отучившиеся, ни дня не работавшие по отученному, и теперь сами учащие других.
Поэтому, ИМХО, в подобных условиях самообразование, - лучший ход.
Вон, человек ниже правильно пишет, что лекция - один из инструментов. У нас образование в избу-читальню превращено. Выходит препод и бубнит час-два, студень строчит и думать не успевает.
но тогда - зачем тогда ВУЗы ?
давайте закроем их ?
Не трогая скрипки, нейрохирургию и подобные вещи, на грани искусства и таланта, предположу-спрошу:
Вот, например, решили вы познать три совсем разных, но распространенных предмета.
1. Теорию графов.
2. Римское право.
3. Материаловедение.
И каких великих откровений можно ожидать от нынешнего препода? Что он набубнит и зачем он нужен?
Даст под диктовку определения дуги, ребра и веса? Законы Хамурапи под запись? Или убьет полурока, рисуя от руки диаграмму железо-углерод?
Пустая трата времени.
Если предмет не искусство, а ремесло (что есть большинство предметов), то лектор-чтец при нынешнем обилии литературы, справочников, примеров и всего-всего - отмирающий вид.
Вот для этих целей, а не для набубнивания лекций, преподаватель бы очень пригодился. Однако, разумеется, подавляющее большинство лекторов просто чтецы, поэтому они особо не нужны. Нужны другие, а их практически нет.
Вы судите со своей высоты, а ведь не все закончили аспирантуру или хотя бы поступили в нее.
А посмотрите с высоты студента.
По факту.
Я думаю даже не всякий преподаватель, который вешает на доску плакат с диаграммой железо-углерод, сам до конца понимает ее смысл.
ЗЫ. Плакаты изобрели уже давно, так что руки мелом марать ( в данном случае ) не стоит.
Выпускник шараги-пту - дебил-бездарь
Выпускник техникума - рабочий
Выпускник вуза - работник с техническим образованием
Остальные - выпускники вуза.
А где же наука? Ну дык.... получается, что нет :)
Выпускник аспирантуры - меланхолик ))))
Вот живет выпускник шараги (мой сосед). Флаг ВДВ повесил, ленточку повесил, надпись "На Берлин" с машины недавно снял. Работает лопатой около асфальтоукладчика, пьет каждый день литра по полтора пива, с матами после каждого ветра поправляет триколор и слушает его каждый вечер под пиво на полную громкость, распугивая соловьев. И у него нет меланхолии и нехороших предчувствий!
Меньше знать, крепче спать, в общем )
Через пост сквозит доска и мел
Вас часто вызывали к доске в школе ?
того как вы ручкой водили. ) без шуток. Это не конспект для запоминания. У людей такой примитивный мозг. в него нельзя записать слова лектора. надо дополнительно еще писать. вот такое вот.
с гуманитариями не так. там можно идеи на слух воспринимать. а как с матаном? сложно наверно без записи лекций именно на бумагу ручкой.
Ностальгия: А старые обезьяны все еще вспоминают о том, как они жили до эволюции.
На самом деле появление компьютеров, интернета и всего что с ними связано, является новой волной в развитии человечества, которую по значимости и ценности можно стравнить разве что: 1) с появлением у людей речи, которая дала возможность ясно передавать другим информацию, мысли и знания; эта "волна", можно сказать, выделила человека из животного мира; 2) с появлением у людей письменности, которая дала возможность не только передавать знания, но и хранить их; эта "волна" практически совпала с возникновением классовой цивилизации.
Во все времена появление чего-то нового встречало скептческие оценки стариков. Например, Платон считал, что появление письменности подрывает индивидуальность мышления, так как отныне люди будут усваивать знания "по посторонним знакам", в результате чего будут "казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых".
Препод симулирует образование, в ответ получает симуляцию работы.
Причина в том, что никому нафиг не нужны ни результат, ни качество образования, ни сам студент - всех в баню.
При ином раскладе препод вел бы какую-нибудь исследовательскую работу за большие деньги. Например выполнял заказ на расчет оптимизации трафика машин в городе Н.
И студент бы уже писал не стандартный реферат, а привязанный к конкретному заданию. Откуда шла бы уникальность, нужность и денежный выхлоп. Тогда бы никто ничего не сдувал.
Нужны исследовательско-образовательные вузы с коммерческим уклоном, а не лавки по продаже дипломов (как сейчас) или по их выдаче за усидчивость (как ранее).
Почитаешь новости, из какого-нибудь Массачусетса патенты так и сыпятся, у нас из МФТИ только скандалы про покупные диссеры сыпятся (
Советская пропаганда после смерти Сталина становилась всё менее и менее эффективной. В тему вспомнилась цитата философа А.Тарасова.
"...что же это за коммунисты такие странные были, что Маркса их заставляли в системе партучебы изучать из-под палки, да еще и в упрощенном, оглупленном и оскопленном виде, — а они все равно не понимали и сразу после сдачи экзамена раз и навсегда забывали весь «марксизм-ленинизм». Что же это за коммунисты такие странные были, что больше всего им хотелось стать капиталистами, — и они ими стали: совсем недавно, у нас на глазах. Что же это за коммунисты такие странные были, что они все едва не поголовно, как писал когда-то Платон, «в один день и одну бедственную ночь» «коллективно прозрели» и превратились в поборников рынка и буржуазной демократии".
1) Человек толковый, много практики, есть уже свои шаблоны в голове (если они неправильные, то их фиг выдолбишь оттуда). Такой видит в тебе гуру, его вроде и особенно учить то и не нужно, он и не знает изначально будет ли толк для него от этих курсов, но нет нет да и находит ответы на свои вопросы, иногда обучение уходит совсем в сторону, но в тебя вцепляются клещами: "расскажи как ты это делаешь". Иногда я от них узнаю новое (видать не такой уж и гуру я). Иногда такие вопросы задают, что мне самому становится интересным, а как его решить. Вместе решаем. Нет учебников в этой сфере. Есть такие руководства или учебники, которые тебе дадут несколько правил (правило шести точек при базировании и т.п.). И никогда они в этих "учебниках" не найдут ответы на свои вопросы. Это даже не медленный гугл. Хотя наверное можно, но времени у него уйдет в разы или в десятки раз больше, если бы он обратился к гуру.
2). Есть такие, которые уже работают, но важную работу им не доверяют, либо они отказываются от сложной работы"я мол не умею. Они вроде хотят научиться. Но. Блин то ли тупые, или практики мало. Им основополагающее правило про базирование говоришь - они говорят "знаем". И правда знают как это звучит. Но что это означает - не все понимают. Могут его применять только на самых простых примерах. Чуть сложней - уже в ступор входят. Вот с ними приходится возиться. Даешь задание, а потом разбираем их ошибки. Как сделать по другому - не представляю. Да по каким учебникам этому можно научиться? Кто укажет на твои ошибки? Тут можно без гуру, сожно хоть мало мальски толкового преподавателя.
Из всего этого наверное вытекает то, что практика нужна. И часто учиться приходится именно на ошибках. А ошибки бывают - когда много практики. Иногда стоишь смотришь, как препод у других принимает практические, на какие ошибки указывает, ты это на ус наматываешь. В твоей работе может и нет ошибок, но пока стоишь рядом научишься некоторым нюансам. Раньше практики было много. Сейчас её все меньше (как мне кажется). Практика+гуру в разы эффективнее, чем учебники+желание научиться (в моей области по крайней мере).
Отдельные представители правящего класса (например Греф и Жириновский) неоднократно проговаривались - что слишком образованным обществом сложно манипулировать и чтобы сохранять свое господство нужно принудительно опускать уровень образования.
Я не согласен (с теми кто такое писал выше), что новые технологии и гаджеты вредят образованию сами по себе. Наоборот по идее они должны только улучшать качество образования. То что есть снижение качества это намеренно делается чтобы угнетать общество и при этом держать под контролем. Но не сильно это помогает, судя по молодежи которая совершенно плюет на ватно- клерикальную пропаганду. И например включается в работу ФБК.
Тут кто то вспоминал Китай говоря что он перенимает опыт СССР в области образования. Но я думаю это далеко не так. Их модель образования более близка к западной. В СССР равное образование для всех. В западной модели похожей на нее китайской есть образование для широких масс, намеренно ускозпециалтзированное, не дающее системного научного мировоззрения, фундаментальности. То над чем смеялся задорнов. Но там есть еще и образование для правящей прослойки, которое очень качественнное и на порядки превосходит советское. формируется структура общества из широких масс, покорных исполнителей. узких специалистов. И правящая прослойка, которая на голову выше их.
ТЫДЫЩЩЩЬЬьььь!!!! (и эхом затухая дыщь...дыщь... бух... быбыщьь....)
Иначе серия получается логически незавершенной
Почему я это пишу? Я уже указывал что странно читать такие дискуссии как будто не прошло 30 лет после развала ссср. Больше ссср не точка отсчета. с которой все меряется. такая же равноправная точка как третий рейх например, или сша. или древний египет. Из настоящего надо смотреть и отсюда точки отсчета ДЛЯ ПРОШЛОГО брать.
никакой путин не мог бы так дурить французов или американцев или австралийцев. обворовывать внаглую и дурить. Он так дурит только продукт советской системы образования.