Дорогие коллеги- форумчане! Вопрос к тем, кто занимается репетиторством. Занималась в студенчестве со школьниками, сейчас хочу возобновить занятия. Но у меня нет педагогического образования, и мне бы хотелось узнать, как правильно (эффективно) вести занятия.
Посоветуйте, куда податься: самостоятельно изучать литературу, отучиться дистантом....
Комментарии 46
Совета полезных два:
1) хорошо подумайте, надо ли оно вам;
2) если надо, лучшая реклама в реале - сарафанное радио. Если понравитесь первым клиентам- дальше дело пойдет.
По поводу учебников педагогики - да, это смешно.
Пед. образование, практика в двух школах, работа в двух школах (полгода) - но лекции по педагогике и методикам преподавания не помогли ни разу.
Сухомлинского читала, курсовую о нем писала, не пригодилось ничего и никогда. Более того, о самом Сухомлинском осталось неприятное впечатление; подробностей не помню, хоть убейте, так как сдала курсовую и выбросила мусор из головы. Но почему-то этот товарищ мне показался слащавым лицемером. Это мое личное мнение, я его не навязываю.
Главное в пед.деятельности - это держать дисциплину. Все понимают, что у ученика 8-11 класса теоретически не должно быть проблем с концентрацией внимания, воспитанностью, распознаванием простых вещей (площади и объема), осознанием важности своего развития, усидчивостью и т.п. - а на практике эти проблемы есть. По моему опыту, 95% учеников вообще недобровольно вас слушают. Родители заставляют + у них уже сформировано неприязненное отношение к учебе, изменить которое за 2 часа в неделю почти нереально. Отсюда отлынивание, недобросовестность, враньё. Приготовьтесь, что нежелание ученика с вами заниматься – это (почему-то) ваша проблема. Вы будете воспитателем, как в детском садике; выбора нет, не будет дисциплины – и толку не будет.
В школе дисциплину учителя поддерживают, в основном, запугиванием и громким ором. Некоторые гениальные педагоги пользуются тонкими пед.приемами, недоступными простым смертным (толковый этап мотивации на уроке, умеренные игровые приемы), но это единицы, о них можно не упоминать.
При репетиторстве орать на ученика не комильфо, хотя отдельные родители этот инструмент одобряют. Очень помогает учителю строгая внешность а-ля Фрекен Бок, возраст хотя бы лет 30-35 и соответствующий командный голос.
Только на втором месте после умения держать дисциплину стоит знание предмета. По той простой причине, что ваш работодатель-это мама/папа. Проверить, много ли вы заставили сына записать в тетрадке, или подсмотреть в щелочку, как он себя вел,- это папа может. И сделает соответствующие выводы о вас (о своем сыне он и так все знает, поэтому оценивает именно вас). А в формулах папа не очень разбирается, как правило, тут он вас проверить не может. У меня коллега-троечница чудно репетиторствовала наравне со мной - отличницей. Вызубрила один параграф - и вперед, на урок. И сарафанное радио ее тоже рекламировало. Бессовестность репетиторов (выдают себя за специалистов, не умея себя здраво оценить)- вообще явление частое, но на практике оно почти не мешает зарабатывать.
Есть редкие клиенты, с которыми приятно работать. Это ученики 3-5 классов, которые умудрились не подцепить неприязнь к учебе и имеют здравомыслящих родителей. Объясняешь сложение дробей на нарисованных кусках яблока; дитё радуется, что понимает; родитель радуется, что ребенок занят чем-то полезным. Ты радуешься, что есть простор для развития мозгов ребенка, что не упущено время, что нет чрезмерного контроля (вроде "гарантируйте моему дитю "отлично" через три занятия"), что можно немножко вылезти за пределы программы вперед-назад.
Кстати, на первом курсе простые интегралы берут многие, а вот дроби нормально сложить могут не все - в будущем у моего ученика проблем не будет.
В общем, были приятные клиенты, но в основном - это нервная неблагодарная работа. Я ее бросила.
Хотя у многих учителей вырабатывается философский пофигизм, это позволяет работать десятилетиями.
Здесь все свои, товарищи. Можно же втихаря признаться, что такое было.
У меня была ученица: папа алкоголик, мама- закончила школу со справкой. Живут даже не в браке или в фактическом браке- папа просто появляется изредка между запоями.
Контроль за ребенком со стороны родителей - что называется, спорадический.
Но пару раз в год перед большими контрольными они резко вспоминают, что учиться надо, и со слезами на глазах мама жалуется, что ребенок "не понимает в школе".
А ребенок ленивый, балованный, медленно пишущий (в 8 классе!!!), у него проблемы с произвольным вниманием и простейшими учебными операциями сравнения, выделения главного в тексте и т.п. Главное- ленивый; любое отлынивание и вранье, если оно удалось,- это праздник для души.
Как правило, я от таких учеников отказываюсь, но пару раз по молодости-неопытности брала. Это неописуемо...
Я не специалист, поэтому не знаю, есть ли там умственная отсталость. Но в большом городе, возможно, отправили бы ребенка к психологу или спец. школу. А в провинции- большой позор так сделать. А вот растить ребенка как сорную траву- не позор..
1) Пусть ученик в тетради пишет тему. Кратко. Иначе потом после двойки может заявить: "а вы мне такое не давали".
2) Важное ученик ДОЛЖЕН ЗАПИСАТЬ. Кратко. Если вы важное что-то сказали устно- все равно что вообще не сказали.
3) Д/З давайте обязательно. Небольшое. Но если видите, что ученик расхлябанный - лучше не давайте. Делать он его все равно не будет, а слушать его постоянные оправдывания и враньё утомительно.
4) "Задумчивое выражение лица" обычно означает, что мыслями ученик порхает очень далеко от вашего предмета. Заставляйте писать. Когда пишут-они иногда даже думают, о чем пишут.
5) Полезны схемы. Краткие, визульно четкие. Можно с собой приносить картонки/распечатки с краткими схемами или таблицами и их оставлять ученику. Например, 1/4=0,25=25% и т.п. Или там формулы кислот с названиями, упорядоченные по силе. Заставляйте их держать под рукой эти карточки и постоянно пользоваться, сверяться, чтоб выучили. У многих хорошо работает зрительная память.
6) Не стесняйтесь рисовать кружочки, объясняя про части целого или разветвления при классификациях т.п. Независимо от класса, хоть в 3-м, хоть в 11-м.
7) Не уходите в себя, увлекаясь, рассказывая. Нужен диалог. Задумчивый взгляд ученика под стол не означает, что он задумался и вас слушает. Он может играть на телефоне.
8) Рукой ученика нужно заполнить хотя бы полстраницы за занятие. В случае чего- это доказательство для родителей, что вы вообще что-то делали.
9) Будьте готовы к приколам в виде камер, диктофонов - детишки нынче продвинутые. Не хамите, как бы вас не вывели.
10) Дайте иногда иллюзию успеха всем, даже самому тупому ученику. То есть разжевали задачу- дайте очень похожую. Пусть у него получится.
11) Не требуйте многого. Ориентируйтесь поначалу на дебила. Даже диагностическая контрольная не даст вам сразу всю картину. Когда убедитесь, что в трех соснах он разбирается,- повышайте требования.
Далее приведу весь текст.
Время чтения - 5 минут
Сегодня речь пойдет о моей работе репетитором по математике, которая мне очень нравится. Но есть и минусы. И сегодня я расскажу у них.
1. Комиссия. Чаще всего заказ любой репетитор получает с какого-нибудь сайта. И комиссия там бешеная, если честно. Нужно заплатить стоимость примерно двух уроков. То есть если я получаю ученика, который будет платить мне 2500 за занятие, то я должна перечислить комиссию в 4800 на сайт. Итог – 2 урока бесплатно.
2. Ограничения в расписании. Очень редко попадаются те, кто готов заниматься математикой до 16 часов дня, поэтому заработать утром не получится, и придется перейти на вечерний режим работы.
3. Потолок по количеству занятий в неделю. Если вы ездите по домам, а занятие начинается самое ранее в 16.00, то можно поставить себе максимум 2 занятия в будни и по 4-5 занятий в каждый выходной. Но вы будете как загнанная лошадь, если они все решат заниматься. А об отменах вы никогда заранее не узнаете.
4. Отмены занятий. Это бесит меня больше всего. И я понимаю, что с этим реально НИЧЕГО нельзя сделать. Они отменяют за неделю, за 2 дня, утром в день занятия, за 2 часа до занятия, однажды у меня даже был случай, когда я пришла на урок, а мне сказали, что мы его отменяли. Только я об этом почему-то не знала. И отмены никто не оплачивает. И самое обидное, что ты не поставишь в это время кого-то другого. Ты просто вынужденно отдыхаешь. На отменах репетитор теряет 25% своего заработка ежемесячно. То есть если по плану вы должны заработать 80 000 в месяц, то смело можете рассчитывать ровно на 60 000. Больше не будет, проверено. В общем, ученики, которые не отменяют занятия – просто на вес золота.
Чтобы прочувствовать весь трагизм ситуации, представьте, что вам только что сказал начальник, что завтра вы берете выходной за свой счет. И это не обсуждается.
5. Каникулы. Летние меня совсем на волнуют. Я вполне могу уехать из города. А вот осенние, зимние и весенние – это тихий ужас. В каникулы половина детей не занимается. Это во-первых. А во-вторых, все школы разбиваются на 2 категории по времени проведения каникул – и у них не совпадают сроки отдыха, поэтому себе полноценный отпуск в это время я устроить не могу.
6. Нельзя болеть. Это следует из всего вышеперечисленного. Четверть занятий отменят ученики, четверть проболеешь сам – потом будешь есть гречку с черным хлебом. Поэтому как только появляется малейший насморк – сразу же пачками пьешь таблетки, чтобы не дай Бог не свалиться с температурой.
8. Ленивые и поэтому врущие школьники. Это просто непередаваемо. К счастью, среди моих таких единицы. Ведь можно просто сказать: «Я не сделал дз, мне было лень». Но они придумывают невероятные небылицы: я отдал тетрадку однокласснику, случайно сдал не ту тетрадку, мне не пришло письмо с дз, мне пришло письмо, но потом случайно само удалилось, у меня не было интернета, тетрадка куда-то пропала. Знаете, почему это так раздражает? Потому что математику невозможно выучить, не делая домашние задания. А родители потом спрашивают: а почему у него опять 2? Да потому что я могу танцевать с бубнами 2 раза в неделю по 1,5 часа, но если человек сам не хочет ничего учить, то это бесполезно. Самое обидное – они часто совсем не глупые. И они вполне могли бы учиться гораздо лучше.
9. Школьники-гуманитарии. Их тоже немного, но такие у меня были. Они правда не понимают базовых вещей. А я не понимаю, как ребенок доучился до 9 класса, если он не умеет делить столбиком и свято верит, что 7*8=54. Однако при определенной настойчивости можно научить их на твердую 4, если, конечно, они сами хотят прервать бесконечную череду троек и двоек.
10. Ленивые школьники-гуманитарии. Это штучный товар. Если школьник ничего не понимает и делать не хочет, то это просто тяжелый случай. От них устаешь невероятно сильно. Как будто 6 часов прошло, а не 1,5. Я даже говорить об этом не хочу.
11. Ненавидящие математику. Представьте, вы любите хоккей. А ваш друг хоккей не любит, но почему-то каждый раз идет с вами. И сидит с таким лицом, как будто съел десяток лимонов. И сам удовольствия не получает, и вам малину портит. И вы в очередной раз говорите ему – ты же любишь футбол, иди на футбол! А он зачем-то опять идет на хоккей. Ну зачем?! Ведь футбол ничем не хуже хоккея, зачем мучать себя? Но нет. Он утверждает, что ему нравится футбол, а хоккей - тоже командный вид спорта, а значит он должен еще и разбираться в хоккее. Занавес.
12. Отправление домашних заданий. Если вы думаете, что можно отработать 1,5 часа и спокойно забыть об ученике до следующего раза, то глубоко ошибаетесь. Еще минут 10-40 вы потратите, чтобы найти, отфотографировать и отправить ему дз. А он что потом? Правильно – смотри п.8
13. Экзамены и контрольные. У школьника 5 – он молодец, у школьника 2 – плохой репетитор. Никто не говорит об этом вслух, но все думают. И плевать, что он все понял, но тупо не выучил формулы.
В общем, так и живем.
А вообще всё всегда за свой счет, бесплатного ни чего нет, даже бесплатная медицинская помощь - платная, и оплачивается за счет взносов на ОМС.
Забавно - есть даже репетиторы по боевым искусствам ))))
Ограничения в расписании - очень неудобно. Одна из причин, почему я бросила. Идешь домой вечером, затемно, иногда не по самым благополучным районам- надо, чтобы кто-то встречал. Я и по собственному району затемно не хожу, много алкоголиков шастает. Если некому встречать- то лучше бросить.
Отмены занятий - примерно 10% у меня было. Был случай вообще интересный, когда крайне занятая мама доверила старшекласснику согласовывать время самому (если не успевает- звонить мне, переносить на полчаса и т.п.). За 3 месяца ученик три раза не перенес, а отменил занятие, уверяя меня, что мама в курсе. И я только на третий раз сообразила все-таки позвонить маме и переспросить об отмене. Она об отменах была не в курсе, оплату он вообще положил себе в карман :)))).
только студент просил сказать маме что он был на занятиях )))
но я никогда не соглашался
потому что ответственность не снималась с меня за результат
и деньги шли мимо меня ))
Полностью согласна с Еленой, все верно расписала. Хочу отметить еще одно, репетитор - это еще и хороший психолог. Правильно отмечено, приходят дети/подростки с проблемами не только в познавательной сфере, ну и с проблемами в отношениях с родителями, с парнями...Очень часто девочки/ да и мальчики пытаются поделиться проблемами. Приготовьтесь выслушивать их, нельзя так просто отвергать идущих навстречу учащихся.
Еще отмечу, не знаю ваш предмет; но мне на занятиях по химии частенько приходится пояснять смежные моменты: как найти из целого частное; вывести дробь; округлить число..произвести действия с отрицательными числами.
На занятиях по биологии Очень помогают практические навыки и наглядность, у меня это всегда есть и будет: ботаника - это прогулки с изучением растений их морфологии, строения, экологии. Зоология - это опять же прогулки, аквариумы и т.д. Это очень и очень эффективно для понимания.
У меня многое было за время репетиторства, трудное это дело..Мне, наверное повезло. Учащиеся, во основном те, которым нужны эти предметы. Если понимаю, что подростку эта химия ну совсем как бантик колобку..звоню родителям, разговариваю, прерываю курс занятий; даже если родители настаивают: не могу я играть в одни ворота, ценю и уважаю свой труд, свои знания и свое время.
По поводу отмены занятий, бывают у всех, как у детей, так и у меня. В этих случаях прошу родителей(!!) мне звонить.
Домашние занятия обязательны, как и их проверка.
И никаких советов, безопасность девочки была на первом месте.