Становление философии экзистенциализма
С. Кьеркегор (183-1855) — датский философ, поэт, писатель, основоположник философии экзистенциализма, в центре философских интересов которого впервые в западноевроейской философии была поднята не столько проблематика мироздания, общества, сколько существование личности и свободы человека.
Центральное место в обширном наследии Кьеркегора занимает учение о трех стадиях человеческого существования, впервые выдвинутое в «Или – или». Оно не раз уточнялось и дополнялось, пока не получило логического завершения в его капитальном труде – «Заключительном ненаучном послесловии к «Философским крохам»».
Здесь его первоначальный поэтически-психологический вариант («Или – или») обрел форму экзистенциальной диалектики. Но между ними была еще и религиозно-психологическая интерпретация, развернутая на страницах нескольких книг: «Страх и трепет», «Понятие страха» и – особенно подробно – «Болезнь к смерти».
Для Кьеркегора исходной точкой анализа (не всегда однозначно проявленной, чаще искусно замаскированной) оказывается догмат о первородном грехе:
Человеческая жизнь определяется как неизбежное отчаяние – осознанное или скрытое. Тотальность отчаяния – это лишь следствие тотальности греховной природы человека («никто не свободен от отчаяния»). Но одновременно отчаяние расценивается и как единственная возможность прорыва к Богу.
Основные идеи, представители и проблематика
По мнению экзистенциалистов, человек обладает тремя иманнентными ему свойствами — одиночество, свобода, которую человек, правда, чаще всего не осознает и конечность бытия (смертность).
Смыслом жизни, точнее существования (экзистенции) мысители этого направления видят раскрытие своей сущности, которая проявляется за счет этих трех основных свойств, иманнентных человеку.
Наибольшее открытие и проявление истинной сущности человека, то есть прорыв к свободе и осознание своей смертности и одиночества, как непременного условия свободы не только от общества (как у Сартра), но и от абсурдного мироздания (как у Камю) — это ситуация экзистенциаьного выбора, то есть выбора того, или иного пути, определяющего существование (экзистенцию) человека. Чаще всего это происходит в пограничных ситуациях (между жизнью и смертью).
Экзистенция — бытие человека, в процессе которого он становится неповторимой личностью, то есть осознает свою свободу, как иманнентное ему свойство, по мнению Сартра, «человек обречен быть свободным». В данном случае, «обречен» означает страдания, связанные с преодолением «стены», которую создает общество (по мнению Кьеркегора, Камю, Хайдегера и Бердяева, - мироздание).
Человек в течение большей части своего существования решает одну проблему — проблему осознания своей свободы, своей истинной сущности, поэтому можно утверждать что «человек — проект самого себя».
Человек, бОльшая часть жизни которого проходит в обестве с его «правилами игры» старается не замечать действительно важные философские пробемы бытия (то есть, экзистенциаьные проблемы), эту пробематику он чаще всего может осознать, тоько осознав свою смертность, то есть конечность бытия, таким образом, вставая в ситуацию выбора между бытием и небытием (иногда в экзистенциаизме это называют «экзистенциальный ужас», или «вброшенность в мир»), по сути, оставаясь наедине с самим собой, со своей личностью, чеовек может обрести свободу, что, по мнению, экзистенциалистов, является главным в жизни.
Концепция человека и смысл жизни в экзистенциализме
По мнению Камю, абсурдность бытия проявляется, в первую очередь, в конечности человеческого существования, то есть в осознании человеком его смертности и следовательно бессмысленности существования, этой проблематике посвящено эссе «Миф о Сизифе».
По большому счету, соприкосновение человека, как с обществом, так и с мирозданием, тем более подчеркивает абсурдность существования: в обществе люди разобщены, не только по причине неправильного общественного устройства, сколько по причине одиночества, как свойства иманнентного человеку (см. повесть «Посторонний»), мироздание же слишком велико и непостижимо для человека.
Пути выхода из этой ситуации абсурдности бытия философ видит в обретении внутренней свободы, то есть, как и остальные мыслители этого направления в осознании своей сути, опирающейся на три свойства неразрывно связанных с существованием (экзистенцией) человека.
Тест по теме «Философия экзистенциализма»
- Ж -П Сартр
- С. Кьеркегор
- А. Шопенгауэр
- И. Кант
- “Или - или”
- “Страх и трепет”
- “Критика чистого разума”
- “Болезнь к смерти”
- “Посторонний”
- “Так говорил Заратустра”
- “Мир, как воля и представление”
- “Общество спектакля”
- Ф.В. Ницше
- М. Горький
- М. Хайдегер
- Ж - П. Сартр
- Осознание конечности бытия
- Социальная природа человека
- Одиночество
- Свобода
- Упорядоченность
- Существование надличной (божественной) силы
- Абсурдность
- Познаваемость
- Революционная борьба
- Постижение глубинных законов мироздания
- Постижение своего “Я” (сущности)
- Внутренняя свобода - это утопия.
Разместите его на онлайн-сервисе помощи студентам Студворк. Наши эксперты помогут вам в кратчайшие сроки. Опубликуйте свой заказ прямо сейчас!
Комментарии