Опрос как метод сбора первичных социальных данных

Содержание

  1. 1. Различие опросов по видам
  2. 2. Различие опросов по массовости
  3. 3. Особенности проведения опросов
Опрос

Обращение исследователя к членам исследуемой группы с просьбой устного или письменного ответа на ряд вопросов, для сбора первичных социологических данных. А первичными называются те данные, которые представляют события социальной жизни «как есть» без какой-либо теоретической обработки или отбора.

Для формализации и структуризации получаемых данных, вопросы группируются в специальную опросную анкету. В дальнейшем используются только те данные, которые являются ответами на вопросы. В некоторых случаях учитывается время или дата заполнения анкет.

Различие опросов по видам

Опросы обычно делят на два вида.

Интервьюирование, когда опрос проходит в форме беседы исследователя с респондентом и фиксируется на аудио или видео, либо конспектируется.

Анкетирование, когда опрос проводится письменно и респонденты самостоятельно заполняют вопросы анкеты на бумаге или в цифровом виде.

Так же опросы делят на одноразовые и многоразовые. В последнем случае некоторые промежутки времени, что позволяет получить данные в динамике Примером многоразовых опросов являются опросы общественного мнения.

Различие опросов по массовости

Различают массовый и не массовый опросы.

Массовый. Опрашиваются все согласные пройти опрос. Такой метод позволяет получить данные очень быстро без сложной теоретической подготовки исследования, но страдает низкой достоверностью. Потому что сложно обеспечить релевантность группы опрашиваемых ко всей исследуемой группе. На это влияют такие факторы как время, место, форма проведения опроса.

Пример

Интервьюируя прохожих, сложно получить достоверные данные, например, об автомобилистах. Точно так же, среди прохожих будет меньше офисных работников, чем на самом деле их доля в городском населении, если опрос проводится с 9.00 до 12.00 по местному времени и т.д.

Не массовый. Составляется выборка из некоторой группы, которая называется целевой группой исследования. Затем исследователи ищут людей попадающих под требования, указанные в выборке. Этот метод требует более глубокой теоретической подготовки. К выборке предъявляются требования по релевантности (соответствию) состава выборки и целевой группы.

Достоверность полученных данных зависит от соотношения численности выборки и целевой группы, чем ближе численность выборки к численности целевой группы, тем выше достоверность полученных данных.

Особенности проведения опросов

Достоинства:

  1. Возможность высокой стандартизации полученных данных, так как исследователь получает ответы на одинаковый список вопросов;
  2. Возможность задания уточняющих вопросов, особенно при интервьюировании, что позволяет глубже осветить тему, интересующую исследователя;
  3. Сравнительная простота реализации, поскольку исследователю не обязательно лично опрашивать каждого респондента;
  4. Полученные данные легко обрабатываются статистическими методами, например, на компьютере.

Недостатки:

  1. Ответы респондентов опираются на субъективные ощущения, зависит от ситуации и времени проведения опроса, велика доля ложных ответов;
  2. Субъективность при составлении вопросника или анкеты. Исследователь тоже человек и состав и формулировка вопросов во многом зависят от его опыта и квалификации.
  3. Ограниченность полученной информации вытекает из предыдущего пункта. Полученные ответы не содержат информации о, возможно, важных, но не затрагиваемых вопросами аспектах изучаемой проблемы.

На Студворк вы можете заказать статью по социологии онлайн у профильных экспертов!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир