Социальная группа является основой всего человеческого общества, вследствие чего само общество также представляет социальную группу, только намного больше. В настоящее время количество социальных групп превышает количество индивидов, поскольку один человек может состоять сразу в нескольких группах.
Отличительные признаки и типология больших социальных групп
Социальная группа выступает в качестве своеобразного посредника, существующего между отдельным человеком и обществом. Важно отметить то, что как общество, так и отдельный человек живут по законам социальной группы. Итогами групповой деятельности являются многие особенности человека, такие как способность абстрактно мыслить, наличие самодисциплины и нравственности. В социальной группе происходит возникновение норм, правил, традиций, которые в дальнейшем закладывают базис социальной жизни.
В зависимости от размеров принято выделять большие социальные группы. Большие социальные группы включают в себя совокупность людей, у которых между собой нет контактов, но при этом они объединены осознанием принадлежности к группе, образом жизни, единой психологией и т.д.
Признаки больших социальных групп:
- наличие структурной и функциональной организации;
- общественными и психологическими регуляторами выступает групповое сознание;
- конкретный психический склад;
- оказывают определенное влияние на становление соответствующего типа личности;
- перечень общественных норм, которые занимаются регулированием взаимодействия.
Типология больших социальных групп:
- По характеру общественных связей:
- объективные группа, где люди объединены в соответствии с общностью объективных взаимодействий, которые существуют независимо от сознания человека;
- субъективные группы, появляются в итоге сознательного объединения людей.
- По времени своего существования принято выделять:
- группы, существующие на протяжении длительного периода времени;
- группы, которые существуют только временно.
- По уровню организованности:
- группы организованного характера;
- группы не организованного характера.
- По своему появлению:
- появились стихийно;
- были организованы на сознательном уровне.
- По степени контактности каждого члена группы:
- условные группы – это группы, которые были созданы в соответствии с конкретным признаком;
- реальные большие группы – это реально существующие группы, где люди между собой обладают достаточно тесными контактами.
Большие социальные группы в современном российском обществе
Большие социальные группы в современном российском обществе представлены следующими группами.
В первую очередь это правящая политическая и экономическая элита. Это приблизительно 0,5% от всего населения России. Традиционно сюда входят все руководители властных структур и политических партий, верхнее звено государственной бюрократии, а также те, кто имеет крупный капитал. Данная группа появляется в итоге акционирования одних из наиболее крупнейших промышленных и финансовых корпораций.
Их главный интерес состоит в том, чтобы любыми способами попытаться сохранить и в дальнейшем укрепить статус, который был получен. При этом группа не обладает уверенностью постоянстве современного строя, вследствие чего полностью ориентирована на разрешение более ближайших задач.
Верхний слой, составляет 6,5%. Это крупные и средние собственники, директора крупных и средних приватизированных предприятий, менеджеры и многие другие.
Средний прото-слой равен 20%. Это мелкие предприниматели и менеджеры. Данному слою отведено срединное положение, но, не смотря на это, статус очень нестабилен. Группы, находящиеся в данном слое, не похожи друг на друга, в результате чего не могут образовать единого компонента общественной структуры общества.
Базовый слой (61%). Сюда отнесена массовая интеллигенция, технические служащие, рабочая элита и т.д.
Нижний слой (7%) содержит в себе неквалифицированных рабочих, работников, не имеющих профессий, а также те, кто временно не работает. Данный слой является одним из наименее образованных. Нижний слой не смог адаптироваться к рыночным отношениям.
Социальное дно (5%). Сюда отнесены хронически безработные, бездомные, беспризорные, бродяги, алкоголики, наркоманы.
Заказать статью по социологии у экспертов биржи Студворк!
Комментарии