Большие социальные группы

Содержание

  1. 1. Отличительные признаки и типология больших социальных групп
  2. 2. Большие социальные группы в современном российском обществе

Социальная группа является основой всего человеческого общества, вследствие чего само общество также представляет социальную группу, только намного больше. В настоящее время количество социальных групп превышает количество индивидов, поскольку один человек может состоять сразу в нескольких группах.

Отличительные признаки и типология больших социальных групп

Социальная группа выступает в качестве своеобразного посредника, существующего между отдельным человеком и обществом. Важно отметить то, что как общество, так и отдельный человек живут по законам социальной группы. Итогами групповой деятельности являются многие особенности человека, такие как способность абстрактно мыслить, наличие самодисциплины и нравственности. В социальной группе происходит возникновение норм, правил, традиций, которые в дальнейшем закладывают базис социальной жизни.

В зависимости от размеров принято выделять большие социальные группы. Большие социальные группы включают в себя совокупность людей, у которых между собой нет контактов, но при этом они объединены осознанием принадлежности к группе, образом жизни, единой психологией и т.д.

Признаки больших социальных групп:

  • наличие структурной и функциональной организации;
  • общественными и психологическими регуляторами выступает групповое сознание;
  • конкретный психический склад;
  • оказывают определенное влияние на становление соответствующего типа личности;
  • перечень общественных норм, которые занимаются регулированием взаимодействия.

Типология больших социальных групп:

  1. По характеру общественных связей:
  • объективные группа, где люди объединены в соответствии с общностью объективных взаимодействий, которые существуют независимо от сознания человека;
  • субъективные группы, появляются в итоге сознательного объединения людей.
  1. По времени своего существования принято выделять:
  • группы, существующие на протяжении длительного периода времени;
  • группы, которые существуют только временно.
  1. По уровню организованности:
  • группы организованного характера;
  • группы не организованного характера.
  1. По своему появлению:
  • появились стихийно;
  • были организованы на сознательном уровне.
  1. По степени контактности каждого члена группы:
  • условные группы – это группы, которые были созданы в соответствии с конкретным признаком;
  • реальные большие группы – это реально существующие группы, где люди между собой обладают достаточно тесными контактами.

Большие социальные группы в современном российском обществе

Большие социальные группы в современном российском обществе представлены следующими группами.

В первую очередь это правящая политическая и экономическая элита. Это приблизительно 0,5% от всего населения России. Традиционно сюда входят все руководители властных структур и политических партий, верхнее звено государственной бюрократии, а также те, кто имеет крупный капитал. Данная группа появляется в итоге акционирования одних из наиболее крупнейших промышленных и финансовых корпораций.

Их главный интерес состоит в том, чтобы любыми способами попытаться сохранить и в дальнейшем укрепить статус, который был получен. При этом группа не обладает уверенностью постоянстве современного строя, вследствие чего полностью ориентирована на разрешение более ближайших задач.
Верхний слой, составляет 6,5%. Это крупные и средние собственники, директора крупных и средних приватизированных предприятий, менеджеры и многие другие.

Средний прото-слой равен 20%. Это мелкие предприниматели и менеджеры. Данному слою отведено срединное положение, но, не смотря на это, статус очень нестабилен. Группы, находящиеся в данном слое, не похожи друг на друга, в результате чего не могут образовать единого компонента общественной структуры общества.

Базовый слой (61%). Сюда отнесена массовая интеллигенция, технические служащие, рабочая элита и т.д.

Нижний слой (7%) содержит в себе неквалифицированных рабочих, работников, не имеющих профессий, а также те, кто временно не работает. Данный слой является одним из наименее образованных. Нижний слой не смог адаптироваться к рыночным отношениям.

Социальное дно (5%). Сюда отнесены хронически безработные, бездомные, беспризорные, бродяги, алкоголики, наркоманы.

Заказать статью по социологии у экспертов биржи Студворк!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир