Приспособление к изменениям во внешней среде
Социология рассматривает адаптацию личности не только и не столько к изменениям в физическом окружении, сколько в области межличностных и межгрупповых взаимодействий.
В этом случае адаптация во многом ассоциируется с социализацией.
Адаптация происходит, в первую очередь там, где личность не может изменить реальность в соответствии со своими желаниями и потребностями. В этом случае для выработки наиболее эффективной стратегии выживания и самореализации требуется адаптироваться к существующему, новому положению вещей.
Три фазы адаптации
Первая фаза – разрушение старой программы гомеостаза: возникает сложное положение, а именно, старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются несовершенными.
На этой стадии включаются временные механизмы адаптации, позволяющие «пережить» сложный период отсутствия адекватной программы регулирования.
Вторая фаза адаптационного процесса – формирование новой программы развертывания регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулирования.
Третья фаза адаптации – фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе, параметров эффективности деятельности, которые останавливаются на новом, более оптимальном уровне.
У ребенка весьма мало возможностей для прямого манипулирования объектами физического мира, за него это делают взрослые. Ребенок манипулирует внешним миром через своих родителей, и далее, других взрослых. Это является одним из основных стимулов к усвоению социальных ролей.
По определению Р.Линтона, – это ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусом.
Таким образом, в ходе адаптации, личности необходимо усвоить то, какого поведения от него ожидают, выявить ситуации в которых это поведение уместно. Здесь происходит пересечение понятий: социальная роль и социальная норма поведения.
Нормой поведения является поведение соответствующее любой норме: эстетической, интеллектуальной, правовой и т.д.
В начале жизни человек в большей степени усваивает нормы поведения в целом и только затем дифференциирует их по ролям. Поведенческие нормы ребенок усваивает не только через ограничения, но повторяя действия взрослых. Действенность запретов весьма невысока, если взрослые сами не соблюдают высказываемые нормы.
Подходы к классификации девиантного поведения
Поведение, отклоняющееся от нормы. Этим термином обозначают различные формы негативного поведения лиц, связанные с отступлением от норм права и морали.
Сложность в классификации видов девиантного поведения состоит в том, что это понятие междисциплинарное и в разных науках оно имеет разное значение. Кроме того, количество «норм» поведения очень велико и они могут противоречить друг другу не только в разных обществах, но и в рамках одного общества.
Каннибализм для многих народов на ступени первобытнообщинного строя является одобряемым и почетным, а для современной pападной культуры это страшное преступление.
В социологии девиантное поведение делят по нескольким основаниям:
- по массовости: массовое и индивидуальное;
- по уровню последствий: позитивные (например гениальность) и негативные (несущие вредные и опасные последствия);
- по социальному субъекту: конкретная личность, неформальная группа, формальная группа, социальный институт, общества в целом;
- по объекту: политическое, экономическое, противоправное, аморальное и т.д.;
- по типу нарушаемой нормы: преступность, алкоголизм и наркомания, геноцид, деструктивные религиозные культы и пр.
В исторической ретроспективе видно, что чем больше в обществе возникает норм, тем больше видов поведения называется девиантным, при этом поведение сохраняет свою фактическую суть неизменной.
Заказать статью по социологии у экспертов биржи Студворк!
Комментарии