Научением называется устойчивое поведение, формирующееся во время взаимодействия индивида с окружающей средой, посредством накопления опыта деятельности, а также знаний, умений и навыков.
Изучением этого процесса занимается психология. В науке выделены различные подходы к пониманию феномена, его типы и виды.
Типы и виды научения
Традиционно различают 4 типа научения:
- привыкание – приспособление к воздействию устойчивого стимула, которое предполагает отсутствие реакций на раздражитель;
- классическое обусловливание – формирование ассоциаций, связки между последовательными событиями;
- оперантное обусловливание – готовность к определенным последствиям действия;
- комплексное научение – применение стратегий при решении задачи.
Также выделены следующие виды научения, которые различаются способом достижения: рефлекторный (формирование связи между раздражителем и реакцией) и конгнитивный (помимо анализа связи формируется оценка с учетом прошлого опыта и возможных последствий).
В жизни человека научение – неотъемлемая часть деятельности. Этот процесс осуществляется постоянно, в различных ситуациях, на всех этапах жизни.
Рефлекторный уровень характеризуется бессознательным, автоматическим, непреднамеренным характером. Этот тип характерен для любого возраста и выражается в усваивании отличительных особенностей окружающего мира.
Ввиду конкретной направленности выделяют виды научений:
- сенсорное – различение чувственных сигналов окружающей среды;
- моторное – выработка полезных действий;
- сенсомоторное – выполнение сложных контролируемых поведенческих актов.
Более важен конгнитивный уровень, который осуществляется посредством сознательно направленного внимания, наблюдения, проб, анализа.
Отличительная черта данного направления заключается в самоконтроле при осуществлении умственных операций или упражнений.
Этот уровень также подлежит классификации на более узкие подвиды:
- знаниям – теоретическое обнаружение новых свойств окружающей среды;
- навыкам – развитие комплекса действий для достижения заранее сформулированной цели;
- действиям – комплексное применение имеющихся теоретических знаний и практических навыков.
По результатам исследований психологов неосознанное научение в ряде случаев может быть весьма полезным. Однако большее преимущество отдается все-таки сознательному и целенаправленному контролю действий.
Подходы к пониманию научения
Существует несколько подходов к пониманию природы возникновения и механизмов развития научения. Каждая точка зрения, предложенная учеными, имеет свои особенности и должна быть рассмотрена в данном контексте.
Условно можно разделить позиции на несколько групп:
- теории бихевиоризма – научение трактуется как случайное явление, обусловленное определенным стечением обстоятельств, требующее немедленной реакции;
- теории гештальтпсихологии и необихевиоризма – весь процесс взаимодействия начинается с возникновения спонтанного интереса и заканчивается полным его удовлетворением;
- теории, признающие научение познавательной деятельностью, в ходе которой комплексно применяются теоретические знания и практические умения.
Р.Г. Аверкин выделил некоторые положения, соединив схожие представления разных подходов к пониманию сущности феномена:
- Научение может выражаться как в постепенном, так и в скачкообразном изменении поведения.
- Изменения поведения не обусловлены созреванием организма, хотя развитие неестественно без научения.
- Научением нельзя назвать изменения в поведении ввиду усталости или влияния провоцирующих веществ.
- Регулярные упражнения неизменно способствуют совершенствованию научения.
- Возможность научения доступна в разной степени только некоторым видовым ступеням.
Заказать статью по психологии у экспертов биржи Студворк!
Комментарии