Есть следующие виды развития внимания:
– естественное;
– искусственное.
Внимание формируется при помощи механизмов наследования. Развитие внимания основывается на органическом процессе роста, созревания, а также развития функций и нервного аппарата ребёнка. На протяжении всей жизнедеятельности процессы развития внимания не прекращаются, а только несколько замедляются. Существуют следующие линии развития внимания: культурное и натуральное.
Для культурного развития внимания характерно то, что с помощью взрослых ребёнком усваиваются стимулы-средства, благодаря которым он впоследствии может управлять своим вниманием. Данными стимулами-средствами являются жесты, слова либо определённые предметы. Такие средства осуществляют роль внешних опор, изначально предлагаемые ребёнку взрослым, и впоследствии они станут обеспечивать произвольность либо управляемость собственного внимания ребёнком.
Этапы развития внимания
А.Н. Леонтьев при помощи Л.С. Выготского экспериментально определил следующие основные этапы внимания у детей.
Первые недели – месяцы
У ребёнка появляется ориентировочный рефлекс, в качестве признака существования непосредственного и непроизвольного внимания.
Конец первого года.
Появляется ориентировочно-исследовательская деятельность в качестве предпосылки развития произвольного внимания. На данном временном этапе ребёнком активным образом ищутся новые впечатления.
Начало второго года
У ребёнка обнаруживаются зачатки произвольного внимания при помощи воздействия жестов и речи взрослых. Для данной стадии характерно то, что взрослые применяют те средства управления вниманием, которыми впоследствии может воспользоваться и сам ребёнок для управления вниманием окружающих.
Второй и третий год
Изученные формы внимания у ребёнка активным образом развиваются и он данными средствами управляет вниманием окружающих людей.
Четыре с половиной – пять лет
У ребёнка появляются способности направления своего внимания на какие-либо предметы под воздействием речи взрослых. Начинает осваивать знаки и рисунки, применять их в качестве символьных средств управления собственным вниманием и вниманием окружающих. Для этого этапа характерно развитие опосредствованного и произвольного внимания. Тем не менее внутренняя речь сформирована в недостаточной степени, контроль внимания и средства выступают больше как внешние.
Пять – шесть лет
Появляется простейшая форма произвольного внимания при помощи воздействия самостоятельной инструкции, опираясь на вспомогательные средства. Для данного этапа характерно то, что внутренняя речь ребёнка становится его внутренним средством управления собственным вниманием.
Школьный возраст
У ребёнка происходит последующее развитие и совершенствование опосредствованного, а также произвольного внимания, основываясь на внутренней речи и в большей степени улучшенных внешних средств.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по психологии по низкой цене!
Комментарии