Это временной период жизни человека, связанный с тем, что для нормального продолжения дальнейшей жизни человека и его развития данному человеку необходимо изменить свое поведение
Также «кризис» – это происходящие в психической сфере человека изменения, обусловленные необходимостью менять свое поведение.
Психологические кризисы детей
Кризисы у детей более выражены во внешнем плане и более «сконцентрированы» во времени, т.к. с взрослением скорость развития психики замедляется.
Кризис одного года связан с появлением у ребенка новой «опции» – освоения самостоятельного перемещения в пространстве.
Появление данной возможности у ребенка приводит к тому, что ребенок в процессе познания может самостоятельно добираться до всех предметов, которые находятся в пределах его досягаемости. Предметы эти могут нести потенциальную опасность для жизни и здоровья ребенка, которую сам он осознать не в состоянии. В данной ситуации ребенок начинает сталкиваться с первыми запретами со стороны родителей и других взрослых. Противоречие между желаниями познавать окружающий его мир в полной мере и запретами со стороны взрослых и приводит к данному кризису, т.к. появляется необходимость свое поведение.
Еще одна особенность данного кризиса связана с тем, что именно в возрасте одного года ребенок вплотную подходит к т.н. «зоне ближайшего развития». Данная особенность детерминирует необходимость изменения поведения не только ребенка, но и необходимость изменения поведения родителей и других людей, окружающих ребенка. Из посредников в общении ребенка с окружающим миром, взрослые должны становиться помощниками в познании окружающего мира. В игнорирование этой необходимости и находятся истоки дальнейшей несамостоятельности ребенка, инфантильности во взрослом возрасте и т.н. «обученной беспомощности».
В обыденном сознании «кризис трех лет» связан с хрестоматийной фразой «я сам!».
Кризис трех лет связан с несоответствием между желаниями ребенка познавать окружающий мир и его возможностями познавать этот мир. Данное несоответствие и приводит к дальнейшей необходимости для ребенка менять свое поведение. Также одной из причин данного кризиса является не только установление определенных запретов, но и применение наказаний ребенка за нарушение данных запретов. Кризис трех лет – это важнейший период для начала развития самостоятельности и активности ребенка, выработки его морально – волевых качеств. На данном этапе очень важно избежать гиперопеки со стороны окружающих ребенка взрослых.
«Кризис семи лет» связан с выпуском ребенка из дошкольного учреждения и поступлением его в школу.
Появляется много новых обязательных занятий в жизни ребенка – посещение уроков, выполнение домашних заданий, участие во внешкольной деятельности. Противоречие между старыми («детсадовскими») привычками и необходимостью новых обязательных занятий и необходимость соответствующего изменения поведения и составляет сущностную характеристику кризиса семи лет. Кризис семи лет - это важнейший период для начала приобретения необходимых знаний и навыков (чтение, письмо, счет и др.) и для дальнейшего развития самостоятельности и активности.
Подростковый кризис в обыденном сознании связан со словосочетанием «переходный возраст».
Основным противоречием данного кризиса является противоречие между потребностями подростка и невозможностью их удовлетворения в силу пока еще недостаточного социального и культурного развития, а основной потребностью подростка на данном этапе является потребность в признании его взрослым со стороны окружающих людей. Отсюда и происходит подражание подростка внешним признакам взрослости и девиантные проявления в поведении.
Психологические кризисы взрослых
«Кризис четверти жизни» связан с окончанием школы, вуза или ссуза, отрывом от родителей, вступлением в «реальную» самостоятельную жизнь, необходимостью поиска работы, выбора постоянного полового партнера и создания семьи, рождения детей и обеспечения близких.
На данном этапе человек осознает, что «реальная» жизнь без родителей оказывается, совсем не такой легкой («розовой»), какой она представлялась в школьном и студенческом возрасте. Основным противоречием кризиса четверти жизни является противоречие между представлениями о взрослой жизни в школьном и студенческом возрасте и самой «реальной» жизнью.
Основное противоречие «кризиса 30 лет» связано с оценкой достигнутого и планируемого и затраченными усилиями. На данном этапе развития человек начинает корректировать свои планы, цели и задачи.
Кризис среднего возраста является самым известным психологическим кризисом. Кризис среднего возраста связан с тем, что человек осознает, что жизнь сложилась совсем не так, как человек планировал в детстве, юношестве и в молодом возрасте, что ожидания, желания и мечты не исполнились. Часто бывает, что если еще имеется желание радикально изменить свою жизнь, то для этого нет сил и возможностей, и, наоборот, если еще имеются возможности и силы для радикального изменения жизни, то уже отсутствует желание. Связано это как с субъективными (снижение физической активности и нагрузок), так и с объективными биологическими причинами. Среди последних причин – постепенное старение организма, снижение уровня обмена веществ, снижение гормонального уровня, объективное снижение выносливости и других физических качеств. Внешними признаками этого являются появление жировых складок, появление морщин, облысение. Эти внешние признаки еще больше усиливают проявления кризиса среднего возраста. Человек начинает осознавать, что молодость и молодые силы безвозвратно ушли, что собственные старость и смерть - это не какие-то далекие явление, а вполне реальные и главное - неизбежные факты.
Еще одна особенность данного психологического кризиса связана с тем, что его дети покидают дом и отправляются в самостоятельную жизнь. Человек начинает ощущать внутреннюю пустоту и одиночество. Несмотря на снижение внешней привлекательности и востребованности у противоположного пола человек начинает искать связи на стороне, изменять своему супругу.
Основным противоречием кризиса среднего возраста (кризиса середины жизни) является противоречие между представлением о жизни и ее планированием в детстве, юношестве и в молодом возрасте и реальной жизнью человека, реальным положением вещей.
Выводы
Психологические кризисы - не просто необходимость, а важнейшее, ничем не заменимое условие для нормального продолжения дальнейшей жизни человека и его развития. Главное в любом кризисе - его итоги. За отрицательными чертами поведения в кризисные периоды жизни скрыта положительная сущность кризисов, заключающаяся в переходе к новой, качественно более высокой модели поведения. Кризис - одновременно и движущая сила развития и резкий скачок в развитии человека. Без изменения своего поведения человек просто не сможет продолжать дальнейшую нормальную жизнь и развитие. Люди растут и развиваются только через кризисы.
Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по психологии недорого!
Комментарии