Трудовые споры

Содержание

  1. 1. Классификация трудовых споров
    1. 1.1. Характер разрешения
    2. 1.2. Предмет разногласий
    3. 1.3. Субъект спора
  2. 2. Как разрешаются трудовые споры?
  3. 3. Пример индивидуального трудового спора
  4. 4. Тест по теме “Трудовые споры”

Трудовые споры.png

Деятельность сотрудников любого предприятия регулируется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, отдельными законами о труде, например, законом «О занятости населения», и внутриорганизационными актами.

При нарушении прав и обязанностей, прописанных в данных документах, могут возникнуть разногласия между работодателем и сотрудником или даже целым коллективом, что и является трудовым спором.

Примечание

О существовании разногласий необходимо оповестить соответствующие юрисдикционные органы.

Если неоднозначная ситуация разрешается путем переговоров сотрудника или коллектива с руководителем, не обращаясь в комиссию по трудовым спорам или другие уполномоченные органы, она не относится к категории трудовых споров.

В качестве факторов риска выступают:

  • низкая правовая осведомленность и компетентность руководителей и сотрудников;
  • «размытое» описание трудовых функций;
  • диктаторский стиль управления компанией или учреждением, что приводит к общему недовольству коллектива;
  • несоответствие работы и квалификации сотрудников.

Классификация трудовых споров

Существует несколько оснований для классификации споров.

Характер разрешения

  • исковые споры – применяются нормативные акты, договоры, соглашения. Обычно индивидуальны;
  • споры неискового характера – связаны с изменеиями трудовых условий или установлением новых.

Предмет разногласий

  • признание права, нарушаемого другой стороной трудового договора;
  • присуждение различного рода выплат и материального возмещения.

Субъект спора

На основании состава участников процесса выделяют:

  • индивидуальные – субъектами являются работодатель и отдельный работник (также это может быть уволенный сотрудник или соискатель на какую-либо должность). Например, обращение частного лица в комиссию по вопросам несвоевременной оплаты труда, неправомерного увольнения, понижения квалификационного разряда, отказа в приеме на работу;
  • коллективные – прения возникают между руководителем (нанимателем) и группой работников. К ним относятся обращения в комиссию рабочего коллектива или его части из-за несогласия с изменениями условий труда, содержания коллективных договоров или соглашений

Как разрешаются трудовые споры?

Вне зависимости от состава участников споры могут быть разрешены:

  • в специальном порядке: подразумевает обращение сторон к третьим лицам (индивидуально – к медиаторам, коллективно – в примирительную комиссию, арбитраж);
  • в судебном порядке: жалоба, подкрепленная необходимым набором документов, направляется сразу непосредственно в суд;
  • в общем порядке: заключается в последовательном обращении в комиссию по трудовым спорам, а затем в суд, если на предыдущем этапе не произошло урегулирование конфликта.
Важно!

Сотрудник может обратиться в суд в срок до 3 месяцев с момента, когда был выявлен факт нарушения. Если противоречия связаны с вопросом об увольнении, период обращения сокращается до 4 недель.

Работодатель имеет право обращаться в суд по вопросу возмещения материального ущерба, нанесенного сотрудником, в течение 12 месяцев со дня обнаружения такового.

Пример индивидуального трудового спора

Разберем ситуацию, относящуюся к спорам в сфере трудового права, а именно спор о восстановлении на работе.Чаще всего подобные дела рассматриваются в судебном порядке (когда наниматель совершает ошибку или осуществляет в отношении работника действия незаконного характера). Однако бывают и случаи досудебного урегулирования.

Возьмем увольнение учителя в связи с дисциплинарным взысканием в качестве примера. По факту обращения ребенка к школьному уполномоченному: учитель изобразительного искусства неуважительно обращался к обучающемуся, повышал на него голос и насильно вывел из кабинета, схватив за рук, – руководитель образовательного учреждения уведомил педагога о том, что тот больше не работает в школе.

Была организована дисциплинарная комиссия, которая оформила необходимые акты и вынесла решение об увольнении, так как это был не первый случай. Сразу же был составлен и подписан приказ об увольнении.

Однако директором была допущена ошибка – учитель не был ознакомлен с приказом под роспись, что является нарушением с его стороны.

После увольнения, педагог уведомил о желании добиться восстановления в должности в судебном порядке, так как не было осуществлено предупреждение.

В процессе досудебного примирения учитель ИЗО был восстановлен (по рекомендации комиссии по трудовым спорам, образованной по инициативе директора учреждения) и ему возместили сумму, соответствующую заработной плате за период отсутствия на рабочем месте. После данного случая ни у обучающихся, ни у руководства претензий к педагогу не было.

Здесь разногласия между работодателем и подчиненным разрешились без обращения в суд. Заметим, что конфликт в итоге приобрел позитивную направленность, так как выполнил коммуникативно-связующую функцию и помог сторонам осознать интересы друг друга, проблемные стороны и прийти к общему решению.

Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по праву по низкой цене!

Тест по теме “Трудовые споры”

Комментарии
1

Это где автор такой срок нашёл - 4 недели? И с какого момента начинает течь срок по трудовому спору, любой? С момента, когд был выявлен факт? Ну так и пролететь можно со сроком. Пока некоторые из юрисдикционных органов будут решать споры, можно со свистом пролететь мимо главного юрисдикционного органа - суда. Я надеюсь, статью не юрист писал.

Предыдущая статья

Правовое государство

Следующая статья

Суд присяжных
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир