Деятельность сотрудников любого предприятия регулируется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, отдельными законами о труде, например, законом «О занятости населения», и внутриорганизационными актами.
При нарушении прав и обязанностей, прописанных в данных документах, могут возникнуть разногласия между работодателем и сотрудником или даже целым коллективом, что и является трудовым спором.
О существовании разногласий необходимо оповестить соответствующие юрисдикционные органы.
Если неоднозначная ситуация разрешается путем переговоров сотрудника или коллектива с руководителем, не обращаясь в комиссию по трудовым спорам или другие уполномоченные органы, она не относится к категории трудовых споров.
В качестве факторов риска выступают:
- низкая правовая осведомленность и компетентность руководителей и сотрудников;
- «размытое» описание трудовых функций;
- диктаторский стиль управления компанией или учреждением, что приводит к общему недовольству коллектива;
- несоответствие работы и квалификации сотрудников.
Классификация трудовых споров
Существует несколько оснований для классификации споров.
Характер разрешения
- исковые споры – применяются нормативные акты, договоры, соглашения. Обычно индивидуальны;
- споры неискового характера – связаны с изменеиями трудовых условий или установлением новых.
Предмет разногласий
- признание права, нарушаемого другой стороной трудового договора;
- присуждение различного рода выплат и материального возмещения.
Субъект спора
На основании состава участников процесса выделяют:
- индивидуальные – субъектами являются работодатель и отдельный работник (также это может быть уволенный сотрудник или соискатель на какую-либо должность). Например, обращение частного лица в комиссию по вопросам несвоевременной оплаты труда, неправомерного увольнения, понижения квалификационного разряда, отказа в приеме на работу;
- коллективные – прения возникают между руководителем (нанимателем) и группой работников. К ним относятся обращения в комиссию рабочего коллектива или его части из-за несогласия с изменениями условий труда, содержания коллективных договоров или соглашений
Как разрешаются трудовые споры?
Вне зависимости от состава участников споры могут быть разрешены:
- в специальном порядке: подразумевает обращение сторон к третьим лицам (индивидуально – к медиаторам, коллективно – в примирительную комиссию, арбитраж);
- в судебном порядке: жалоба, подкрепленная необходимым набором документов, направляется сразу непосредственно в суд;
- в общем порядке: заключается в последовательном обращении в комиссию по трудовым спорам, а затем в суд, если на предыдущем этапе не произошло урегулирование конфликта.
Сотрудник может обратиться в суд в срок до 3 месяцев с момента, когда был выявлен факт нарушения. Если противоречия связаны с вопросом об увольнении, период обращения сокращается до 4 недель.
Работодатель имеет право обращаться в суд по вопросу возмещения материального ущерба, нанесенного сотрудником, в течение 12 месяцев со дня обнаружения такового.
Пример индивидуального трудового спора
Разберем ситуацию, относящуюся к спорам в сфере трудового права, а именно спор о восстановлении на работе.Чаще всего подобные дела рассматриваются в судебном порядке (когда наниматель совершает ошибку или осуществляет в отношении работника действия незаконного характера). Однако бывают и случаи досудебного урегулирования.
Возьмем увольнение учителя в связи с дисциплинарным взысканием в качестве примера. По факту обращения ребенка к школьному уполномоченному: учитель изобразительного искусства неуважительно обращался к обучающемуся, повышал на него голос и насильно вывел из кабинета, схватив за рук, – руководитель образовательного учреждения уведомил педагога о том, что тот больше не работает в школе.
Была организована дисциплинарная комиссия, которая оформила необходимые акты и вынесла решение об увольнении, так как это был не первый случай. Сразу же был составлен и подписан приказ об увольнении.
Однако директором была допущена ошибка – учитель не был ознакомлен с приказом под роспись, что является нарушением с его стороны.
После увольнения, педагог уведомил о желании добиться восстановления в должности в судебном порядке, так как не было осуществлено предупреждение.
В процессе досудебного примирения учитель ИЗО был восстановлен (по рекомендации комиссии по трудовым спорам, образованной по инициативе директора учреждения) и ему возместили сумму, соответствующую заработной плате за период отсутствия на рабочем месте. После данного случая ни у обучающихся, ни у руководства претензий к педагогу не было.
Здесь разногласия между работодателем и подчиненным разрешились без обращения в суд. Заметим, что конфликт в итоге приобрел позитивную направленность, так как выполнил коммуникативно-связующую функцию и помог сторонам осознать интересы друг друга, проблемные стороны и прийти к общему решению.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по праву по низкой цене!
Комментарии 1
Это где автор такой срок нашёл - 4 недели? И с какого момента начинает течь срок по трудовому спору, любой? С момента, когд был выявлен факт? Ну так и пролететь можно со сроком. Пока некоторые из юрисдикционных органов будут решать споры, можно со свистом пролететь мимо главного юрисдикционного органа - суда. Я надеюсь, статью не юрист писал.