Правовая культура. Правовой нигилизм, его истоки, формы выражения и пути преодоления
- Понятие и структура правовой культуры
- Сущность и истоки правового нигилизма
- Формы выражения и пути преодоления правового нигилизма
Когда российские граждане обрели возможность пользования своими правами, выявилось царившее в нашей стране десятилетиями негативное отношение к праву. Одной из причин его появления является низкий уровень правовой культуры общества.
Понятие и структура правовой культуры
В литературе можно найти множество дефиниций этого понятия. Их анализ позволяет сформулировать общую трактовку: «это особое социальное явление, воспринимаемое как качественное правовое состояние личности и общества».
Структурно она состоит из трех главных элементов:
- знаний о праве;
- отношения к праву;
- навыков правового поведения.
Человек с высоким уровнем правовой культуры ориентируется в законодательных положениях, имеет положительное правосознание, уважает право и умеет правильно им пользоваться, особенно при разрешении конфликта.
Сущность и истоки правового нигилизма
Правовой (или юридический) нигилизм выступает явлением, противостоящим правопорядку и законности. Под ним понимается отрицательное отношение к праву до самого неверия в его способность к решению социальных проблем.
Существуют различные трактовки правового нигилизма. Краткую дефиницию дает В.К. Кабаева, определяя его как негативное отношение к законам, праву, правовым формам построения социальных отношений. В.И. Червонюк более развернуто трактует это явление, называя им сформировавшееся в социальном сознании или психике гражданина устойчиво пренебрежительное либо другое отрицательное отношение к праву, которое выражается отрицанием его общественной ценности и важной роли в жизнедеятельности социума.
Н.И. Матузов отмечает, что во всех трактовках подчеркиваются следующие признаки этого явления:
• игнорирование закона;
• отрицательное отношение к праву;
• недооценка регулирующей функции законов.
Истоки юридического нигилизма четко выделил В.А. Туманов. В России среди них исследователи отмечают:
- Особенности исторического развития общества и его народов. Он зародился в результате самодержавного правления, длительного крепостничества, которое лишало огромные массы людей правосубъектности. Несмотря на активные обсуждения проблем, проведенные в 60-е годы 19 века реформы не позволили преодолеть юридический нигилизм.
- Диктатуру пролетариата как не ограниченную законами власть и масштабные репрессии. Как следствие у народа сформировалось неуважительное отношение к праву.
- Административно-командные способы управления государством, исключающие правовые инструменты регулирования.
- Расхождения между нормами законов и реальностью, намеренный обман народа.
- Кризисное состояние общества в перестроечное время, повлекшее множественные правонарушения, рост преступности и, как следствие, утрату доверия правовым институтам;
- Низкий уровень правовой культуры общества, заключающийся в незнании законов, неумении ими пользоваться, негативном правосознании.
Формы выражения и пути преодоления правового нигилизма
Проявляется он по-разному:
• в правовой идеологии, концепциях;
• в форме отрицательных установок к праву;
• в нарушениях законов, массовом невыполнении их предписаний;
• в принятии несовершенных, дублирующихся законов;
• в нарушениях прав, слабой эффективности правовой защиты граждан.
Существуют и иные формы выражения юридического нигилизма. Так как их множество, то и путей преодоления этого негативного явления много:
• формировать и проводить прогрессивную правовую политику, ориентированную на личность и приоритет ее прав;
• развивать и реализовывать правовые средства решения конфликтных ситуаций;
• совершенствовать законодательство;
• повышать эффективность работы государственных органов, особенно в сфере правопорядка и судебной защиты;
• повышать правовую культуру общества;
• готовить должной квалификации специалистов для государственной службы.
Реализация таких мероприятий позволит повысить правовую грамотность общества, сократить юридический нигилизм и, в конечном итоге, улучшить регулирование социальных отношений государством.
Комментарии