Правотворчество является центральным направлением государственной деятельности. Процесс правотворческой деятельности включает элементы подготовки, принятия и опубликования правовых документов. Правотворческие действия должны иметь опосредованность, процессуальность и официальность.
Понятие
Процесс разработки норм права уполномоченными органами власти.
Многоэтапный процесс деятельности в сфере права от момента реализации замысла до применения нормы в юридической практике.
Субъекты процесса правотворчества: государственные органы, органы самоуправления, судебные инстанции, трудовые коллективы и население в целом.
Правотворческий процесс опирается на следующие принципы:
- демократичность в проявлении народной воли и закрепление государственных интересов в нормативных документах;
- законность в проявлении компетентных полномочий, наличие процедуры принятия актов;
- исполнимость разработанных норм с учетом организационных, финансовых и кадровых условий;
- научная обоснованность правовых актов с учетом прогнозности значений, социологических данных и доктрин;
- профессионализм уполномоченных на правотворческий процесс лиц;
- планирование этапов, времени проводимых работ.
Структура правотворчества:
- Организационная составляющая (юридически значимые процессы и действия): подготовка проекта, обсуждение положений проекта.
- Правовая составляющая (опора на законодательные положения и инструкции).
Стадии
Правотворческий процесс состоит из двух этапов, подразделяющихся на стадии подготовки нормативных актов:
- Подготовительный этап (доофициальный):
- предварительная стадия: правотворческая инициатива, корректировка плана подготовительных работ субъектов процесса правотворчества, определение общественной необходимости в издании правовой нормы, принятие решения о необходимости подготовки проекта.
- подготовка текстовой части проекта и ее предварительное обсуждение специалистами в области права;
- корректировка проекта и передача в правотворческий орган для его изучения.
- Творческий этап (официальный):
- рассмотрение представленного проекта уполномоченными лицами, принятие или отклонение инициативы;
- утверждение правовой нормы или отправка на доработку;
- опубликование правового документа в официальных источниках и информирование населения о новых положениях.
Законодательная инициатива может исходить от лица Президента РФ, Совета Федерации, депутатов Думы или Правительства, в результате которой субъекты процесса правотворчества должны принять меры по удовлетворению предложений, исходящих от высших органов власти в соответствии с законом.
Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по праву недорого!
Комментарии