Это законодательно закрепленная на официальном уровне составляющая государственного механизма, являющаяся одним из звеньев аппарата государственной власти, обладающая властными полномочиями с целью реализации своих функций.
Признаки государственных органов
Определение органа государства позволяет выделить присущие ему признаки. К ним относятся:
- формирование в соответствии с законом и экономическая обусловленность (наличие у них материальной базы);
- самостоятельная индивидуальная структура;
- реализация властных полномочий;
- гражданские служащие реализуют свои полномочия, представляя государство;
- компетенция, определенная на законодательном уровне;
- функционирование только в рамках государственных функций;
- наделение правом издавать нормативные акты;
- функционирование на основе имеющейся материальной базы;
- функционирование исключительно на основе нормативных актов;
- постоянное взаимодействие с другими составляющими механизма государства.
Виды органов государства
Государственные органы классифицируются по различным основаниям.
По способу формирования:
- первичные (формируются населением путем выборов);
- вторичные (назначаются первичными).
По объему властных функций:
- высшие (Правительство, Парламент);
- центральные (министерства);
- местные (госорганы на уровне субъектов РФ).
По охвату компетенции:
- органы, обладающие общей компетенцией (Президент, Правительство);
- органы, обладающие специальной компетенцией (министерства).
По характеру осуществляемой деятельности:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные.
По территориальному объему полномочий:
- федеральные;
- органы госвласти субъектов.
По формату осуществляемых функций:
- правотворческие;
- правоприменительные;
- правоохранительные.
Принципы формирования органов государства
Основные положения о порядке формирования органов государства прописаны в Конституции РФ (в частности, принципы приоритета прав и свобод, демократизма, законности, разделения властей, федерализма, гласности и открытости, равного доступа к госслужбе).
Помимо конституционных основ формирования органов государства, существуют также внеконституционные принципы. Они направлены на то, чтобы конкретизировать положения Конституции, и прописаны в ФКЗ и ФЗ узкой направленности.
Ключевые принципы формирования органов государства являются общеобязательными для всех госорганов и их должностных лиц. Частные принципы прописывают формирование определенных (конкретных) систем органов государственной власти. Так, например, к частным принципам формирования органов государства относятся принципы, прописывающие основные положения формирования органов судебной власти. К таким принципам относятся: независимость и несменяемость судей, коллегиальное рассмотрение дела, состязательность процесса и др.
Реализация принципов формирования органов государства (и на федеральном, и на региональном уровнях) возможна только в условиях правового государства. Эти принципы позволяют сохранить баланс полномочий и согласованность действий.
Со временем неизбежно возникают проблемы в реализации органами госвласти своих полномочий. Чтобы в таких случаях скорректировать систему органов и сохранить основы их деятельности, необходимо жесткое закрепление базовых начал, а чтобы обеспечить согласованность действий федеральных и региональных органов власти, необходимо прописать эти принципы на всех территориальных уровнях, что и было реализовано в нашей стране.
На Студворк вы можете заказать статью по праву онлайн у профильных экспертов!
Комментарии