Процесс эффективности учения полностью зависит от мотивации, присутствующей у каждого ребенка. В случае, при котором есть определенные стимулы и желания, процесс обучения может привести к более высококачественным результатам. Присутствующие у ребенка мотивы, заставляют его справляться со сложностями, вызывают достаточно большое желание действовать быстро и активно, а также заставляют активно двигаться к желаемому результату.
Упражнение и приучение как методы воспитания
Упражнение представляют собой планомерно организованное исполнение учениками самых разнообразных действий, а также практических дел. Основной целью является формирование и дальнейшее развития их личности.
Традиционно практика воспитательной работы использует только три формы упражнений:
- упражнения в полезной деятельности;
- упражнения режимного характера;
- специальные упражнения.
Упражнения в различной полезной деятельности имеют своей главной задачей формирование привычек в труде, а также во взаимодействии. При этом основным является то, чтобы их пользу осознавали ученики.
Упражнения режимного характера включают в себя эффект со стороны влияния наиболее оптимального режима организации жизни и деятельности ребенка в семье или учебном заведении. В данном случае отмечается синхронизация психофизиологических реакций организма с внешними требованиями.
Специальные упражнения являются упражнениями тренировочного характера. Их суть состоит в закреплении различных умений и навыков.
Таким образом, упражнения в первую очередь нацелены на то, чтобы организовать деятельность и поведение ребенка. Упражнение только на самых первых этапах можно рассматривать в качестве достаточно простого повторения. В будущем упражнение это своего рода совершенствование, которое следует по нарастающей.
Приучение включает в себя организацию планомерного и постоянного исполнения учениками конкретных действий. Цель – развитие хороших привычек.
По мнению К.Д. Ушинского, привычки формируются при помощи повторения определенного действия до того момента, пока «не произойдет установления наклонности к данному действию».
Метод приучения требует достаточно много времени. Проходить он должен под непосредственным контролем за средствами исполнения действий. Главные стадии формирования приучения:
- нахождение воспитательной цели и формирование потребности в конкретной форме деятельности;
- разрешение средств деятельности и предоставление необходимых сведений;
- показ действия, необходимого для разрешения поставленной задачи;
- процесс организации первичного воспроизведение показанных действий;
- их тренировка;
- совершенствование и закрепление способов деятельности и поведения;
- осуществление контроля.
Метод стимулирования в педагогике
Метод стимулирования в педагогике представляет собой процесс осуществления целенаправленного влияния на мотивацию учеников, который в свою очередь побуждает к конкретной деятельности. Она должна быть подкреплена эмоциональным настроем.
В качестве педагогических стимулов могут выступать самые различные средства, которые в свою очередь представлены в необходимой форме. Наряду с этим они должны полностью отвечать требованиям текущей стадии осуществления педагогического процесса, а также обеспечить исполнение главного предназначения педагогической деятельности. Для того чтобы средство выполняло стимулирующую функцию, оно должно оказывать положительное влияние на формирование активности каждого ученика.
Применение стимулов в педагогике должно носить строго индивидуальный характер, поскольку учащиеся имеют разный уровень развития и личностные качества, что приводит к тому, что один и тот же стимул может стимулировать к активности одних учащихся и тормозить развитие других.
Средство, применяемое в качестве стимула, должно способствовать формированию определенного эмоционального настроя, вызывая эмоции: удовольствие, негатив, чувство страха, радость. Эмоции выступают в качестве проявлению реакции учащихся на различные способы педагогического воздействия. Стимулирование обеспечивает конкретное направление деятельности и ее реализацию в нужном воспитательном или образовательном русле.
На практике, педагогическое стимулирование реализуется следующими основными путями.
- Непосредственное стимулирование. Его реализация происходит путем применения средств, которые воздействуют на активацию деятельности учащихся, развивают их интерес, увлекают, формируют навыки оценивания своего труда. Выбор таких стимулов зависит от конкретной цели, на достижение которой она направлена.
- Опосредованное стимулирование. Оно связано с применением стимулов, отвечающих целям, находящимся за рамками деятельности. В данном случае учащиеся выполняют какие-то действия, которые не отвечают их желаниям и интересам, а по причине того, что это находится в их интересах и помогает достижению какой-то цели.
Не знаете, где заказать написание статьи по педагогике на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!
Комментарии