Традиционно содержанием образования принято считать определенную систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение предоставляет возможность каждой личности на всестороннее развитие. При этом оно обеспечивает подготовку человека к труду, а также к жизни общества.
Содержание образования – наиболее значимый компонент формирования личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от целей, которые были поставлены. Его изменение происходит при помощи учебных планов, программ, и с помощью учебников.
Главным компонентом содержания образования являются знания. Знания – это итог познания явлений и предметов окружающей действительности, законов становления общества и природы. Знания демонстрируют опыт народа, который был накоплен. При этом он постоянно изменяется и совершенствуется.
Не менее значимым компонентом содержания образования являются умения. Это определенный комплекс действий, которые осуществляются на основании приобретенных знаний. Для того чтобы определить, какими умениями обладает человек, необходимо знать, какие именно действия он может исполнить. К примеру, каждый человек на основании полученных знаний сможет разрешать задачи, составить план прочитанного текста и многое другое.
Помимо знаний и умений, еще одним содержанием образования являются навыки. Человек получает навыки при помощи периодического повторения материала, который был изучен, на практике.
Важно отметить и то, что навыки и умения, находятся во взаимодействии с другом. Зачастую умения – это следствие полученных изначально навыков.
Основной задачей содержания образования является то, что оно показывает, вместе с текущими перспективные потребности, как целого общества, так и отдельных людей. В зависимости от того, какими будут данные потребности, существует определенный процесс поиска содержания образования. Данный процесс полностью включен в программы самых разнообразных учебных заведений.
По мнению И.Я. Лернер и М.Н. Скаткина, к источникам содержания образования необходимо относить культуру, формы деятельности, логику развертывания некой деятельности, способы и организационные виды обучения. Результаты познавательной деятельности полностью содержатся в науке. Исходя из этого, можно сказать о том, что главный источник содержания образования – это общечеловеческая культура.
При этом общечеловеческая культура, в частности наука, невозможно представить в полном объеме в содержании всеобщего образования. Для изучения даже некой части культуры не хватило бы всей жизни человека.
Источники и факторы формирования содержания образования
Главными источниками формирования образования являются следующие:
- культура;
- общественный опыт.
Содержание общественного опыта еще не выявляет содержание образования полностью. В общественном опыте, а также в культуре важно отыскать наиболее конкретные источники, которые будут формировать содержание образования. Это может быть наука, производство финансовых и духовных благ, опыт социальных отношений и многое другое.
Основными факторами, которые оказывают определенное влияние на поиск и формирование содержания образования, являются потребности общества в образованных людях, цели, которые общество будет ставить перед общеобразовательными учреждениями на каждой стадии своего формирования.
Помимо этого есть факторы, которые полностью влияют как на размер, так и на характер отбираемого содержания. Некоторые специалисты-дидакты в качестве основных факторов указывают на следующие моменты:
- потребности и цели общества;
- законы и закономерности деятельности учебы;
- интеллектуальные способности учеников;
- в конкретном процессе обучения таким фактором непременно выступает и сам преподаватель.
Вам нужно срочно заказать статью по педагогике для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!
Комментарии