Первый период
длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли.
Первобытное общество. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность: дети, переходя из одной возрастной группы в другую, получают новый общественный статус – взрослого полноправного члена общины.
В античности возникают различные теории воспитания. Были высказаны некоторые основополагающие социально-педагогические идеи: необходимость начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опираться на авторитет взрослых, прежде всего родителей и многие другие. Данные идеи нашли отражение в теории: девиз «Познай себя» (Сократ), природосообразность (Демокрит); общественное воспитание как функция государства (Платон); идея воспитания образованных, гармонично развитых людей, при этом наряду с общественным воспитанием важную роль в формировании личности должно играть семейное воспитание(Аристотель).
В Средневековье воспитание опиралось на восприятие человека как такового перед Богом. В это время происходит окончательное формирование устойчивых социальных групп: у каждой социальной группы был свой юридический статус, свои правила поведения, моральные нормы, внешние формы отличия, права и привилегии. Усвоение социальных норм начиналось с самого рождения.
Средневековая педагогика ставила во главу угла воспитание верой. Делался акцент не на получение научного знания, а на спасение души и ее нравственное формирование, воспитание добродетелей и мудрости, которая основывается на разуме, воле и вере.
Период Возрождения связан с развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам.
Второй период
– характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.
XVIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как время буржуазно-демократических революций. Видные ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества.
К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, В.А. Дистервег и др.). Под влиянием их педагогических воззрений появились педагоги, считавшие идею социальности основополагающей и связывавшие ее с благотворительностью.
В Германии во второй половине XVIII в. возникло течение филантропизма (греч. – человеколюбие, благотворительность), основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж.-Ж. Руссо.
Социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Появляются рабочие профсоюзы, открыты первые ясли и детские сады, рабочие станочные мастерские.
Третий период
начинается третий период – период развития социальной педагогики как самостоятельной науки.
Предпосылкой возникновения социальной педагогики стала изначальная социальность общей педагогики, ее стремление защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни.
Сам термин был введен немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Адольфом Дистервегом в середине XIX века, но широко стал употребляться только в нач. XX века, благодаря книге П. Наторпа «Социальная педагогика» (1911 г.).
Социальная педагогика в России
В России социальная педагогика активно развивалась в 20-е - начале 30-х гг. (С.Т. Щацкий, А.С. Макаренко, В.Н.Сорока-Россинский и др.). Однако в 30-е гг. было введено понятие «марксистская педагогика», а социальная педагогика стала рассматриваться как буржуазная наука, которая занимается изучением пограничных социально-педагогических проблем.
Марксистская педагогика считала, что нет области воспитания, не связанного с обществом, поэтому вся педагогика уже изначально социальна. Исходя из этого, выделять отдельную отрасль педагогики считалось неправомерным.
В России были созданы Научный центр социальной педагогики при РАО и Ассоциация социальных педагогов и работников. Ассоциация вошла в состав международной и развернула по России эксперимент по созданию социальных служб в микрорайонах, которые занимались вопросами алкоголизма и наркомании среди детей, детской беспризорностью, насилием в семье и др.
Ассоциация организовала и подготовку социальных педагогов. Основной формой обучения были научные семинары, где зарубежные ученые делились опытом работы.
В это же время был введен институт социальных педагогов, утверждена должность социального педагога, разработана и утверждена квалификационная характеристика.
Причинами выделения социальной педагогики в самостоятельную область научного знания стали:
-
Гуманизация общества и выделение гуманной педагогики, привлекающей внимание к проблемам защиты детства и прав ребенка. Предпринимаются все более настойчивые попытки решать проблемы социальной реабилитации отдельных групп детей и их родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, что, в конечном итоге, привело к формированию социальной работы как практической деятельности и области научного знания.
-
Активное развитие «социальных» наук, таких как социология, социальная психология, возникающих в конце XIX - начале XX вв., пытающихся найти ответ на общественные процессы, к каким следует отнести европейские революции, национально-освободительные движения, формирование политических партий, профсоюзов и т.п.
-
Определенное сокращение влияния традиционного воспитателя - церкви, в силу активного развития атеистических взглядов в обществе.
-
Выделение подросткового и раннего юношеского возраста и расширение, в связи с этим, социального заказа педагогике на изучение процесса воспитания подростков, а также их адаптацию и перевоспитание в силу большей выраженности отклоняющегося поведения.
Традиционная педагогика зачастую не могла дать ответы на возникшие социальные проблемы воспитания и становления личности ребенка, что и привело к созданию нового ее направления - социальной педагогики.
Большое влияние на формирование социальной педагогики оказали такие социальные науки как социология, изучающая закономерности развития и функционирования общества, и социальная психология, исследующая влияние социальных групп на развитие личности. Тем более, что одно из существенных понятий, исследуемых социальной педагогикой «социализация», было введено социологией и первоначально исследовалось ей и социальной психологией.
В поиске сайтов онлайн-помощи для студентов для работы или хотите заказать доклад по педагогике?
Комментарии