Итоговое сочинение – одна из важнейших частей школьной программы, которая проверяет не только знания студентов, но и их способность к анализу, аргументации и выражению собственных мыслей.
В данной статье мы рассмотрим, что такое итоговое сочинение, его особенности, требования к написанию, критерии оценки, а также подробно рассмотрим темы, последовательность проведения итогового сочинения и необходимые принадлежности.
Особенности итогового сочинения
Итоговое сочинение – это вид письменной работы, представляющий собой аналитическое эссе, в котором студент должен разработать свою точку зрения на заданную тему и обосновать её. Эта работа обычно пишется в последних классах школы и является частью выпускного экзамена. Основная цель итогового сочинения – проверить уровень образования, аналитические способности и навыки самостоятельной работы ученика.
Итоговое сочинение имеет ряд особенностей:
- Эссе должно быть логичным и последовательным, с четкой структурой введения, развития и заключения.
- Требуется высокий уровень языковой грамотности и стиля, а также умение работать с различными источниками информации.
- Эссе оценивается не только по содержанию, но и по оформлению, включая правильное оформление библиографии и цитат.
- Важно соблюдать лимит по количеству слов или страниц.
- Нравственные ценности – это тексты о добре и зле, любви и дружбе, ценностях человека и взаимоотношениях;
- Мир природы – это тексты о красоте окружающего мира, животных и человеке, экологических проблемах;
- События истории – это тексты о науке и технике, выдающихся личностях, событиях отечественной истории.
Требования к написанию сочинения
Для успешного написания итогового сочинения необходимо следовать определенным требованиям:
- Выбрать тему исходя из предложенного списка.
- Сформулировать четкую тезисную мысль, которую будете развивать.
- Структурировать сочинение, разделив его на введение, основную часть и заключение.
- Аргументировать свою точку зрения, используя примеры из литературы, истории или собственного опыта.
- Поддерживать текст логическими связями и переходами между абзацами.
Критерии оценки сочинения
Оценка итогового сочинения зависит от нескольких критериев:
- Содержание и глубина анализа.
- Грамотность и стиль написания.
- Логическая структура и последовательность мыслей.
- Умение аргументировать и подкреплять свою точку зрения.
- Соблюдение формальных требований к оформлению.
Отметка по 10-ой шкале | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Первичный балл | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Рекомендации по переводу баллов в десятибалльную шкалу
Темы итогового сочинения
На итоговом сочинение экзаменуемому предлагает на выбор несколько тем. Существует 3 раздела, распределенных по типам проблем в текстах.
Разделы и подразделы | |
---|---|
1 | Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека |
1.1 | Внутренний мир человека / личностные качества |
1.2 | Взаимоотношения / нравственность / добро и зло |
1.3 | Познание самого себя |
1.4 | Свобода / несвобода человека |
2 | Семья, общество, Отечество в жизни человека |
2.1 | Семья: ценности и традиции |
2.2 | Человек и общество |
2.3 | Родина / государство / гражданская позиция |
3 | Природа и культура в жизни человека |
3.1 | Природа и человек |
3.2 | Наука и человек |
3.3 | Искусство и человек |
Структура закрытого банка тем для итогового сочинения
“Духовно-нравственные ориентиры”
Данная тема позволяет ученикам рассмотреть важные аспекты человеческой морали и этики. В рамках этой темы студенты обязаны анализировать роль духовных и нравственных ценностей в современном обществе. Основные особенности этой темы включают:
Актуальность. В эпоху быстрого развития технологий и изменениях в социальной динамике, вопросы духовности и нравственности становятся особенно актуальными. Студенты могут исследовать, как эти ценности влияют на поведение людей и общественные отношения.
Этические дилеммы. Эта тема позволяет обсудить этические дилеммы, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни, и как они решаются в соответствии с духовно-нравственными ориентирами.
Сравнение культур. Ученики могут сравнивать различные культуры и их подходы к духовности и морали. Это способствует пониманию многообразия исторических и культурных контекстов.
“Семья, общество, Отечество в жизни человека”
Позволяет студентам исследовать взаимосвязь между индивидуальными ценностями и влиянием семьи, общества и родины на формирование личности. Особенности этой темы включают:
Социокультурный анализ. Ученики могут рассмотреть, как социокультурные факторы влияют на мировоззрение и ценности человека. Это позволяет глубже понять, как общество формирует личность.
Роль семьи. Семья играет важную роль в формировании мировоззрения. Ученики могут анализировать, как воспитание и ценности, передаваемые в семье, влияют на развитие личности.
Патриотизм и гражданская идентичность. Тема также позволяет рассмотреть важность патриотизма и гражданской идентичности и как они формируются через общество и Отечество.
“Природа и культура в жизни человека”
Предлагает студентам изучить взаимодействие человека с природой и культурой, а также их влияние на развитие личности. Особенности этой темы включают:
Экологический аспект. Студенты могут рассмотреть вопросы сохранения природы и экологической ответственности человека. Это важная тема в контексте современных экологических проблем.
Культурное наследие. Тема позволяет исследовать влияние культурного наследия на формирование личности. Студенты могут анализировать, как искусство, литература и культурные традиции влияют на человека.
Глобализация и многообразие. Ученики могут обсудить, как глобализация и многообразие культур влияют на восприятие мира и собственную идентичность.
Каждая из этих тем открывает широкий простор для анализа и обсуждения, что делает итоговое сочинение интересным и познавательным заданием для студентов, позволяя им развивать навыки аргументации и аналитического мышления.
С 2022/23 учебного года возможности выбора темы сочинения были расширены. Теперь будет не 5, а 6 тем – по две для каждого раздела.
Номер темы | Тема |
---|---|
112 | Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести? |
204 | Что вы вкладываете в понятие «счастье»? |
301 | Семейные ценности и их место в жизни человека. |
409 | В чем может проявляться любовь к Отечеству? |
505 | Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? |
610 | Чему человек может научиться у природы? |
Пример комплекта тем для итогового сочинения
Последовательность проведения итогового сочинения
Итоговое сочинение проводится следующим образом:
- Выбор темы из предложенного списка или согласование с учителем.
- Подготовка плана и структуры сочинения.
- Написание текста, соблюдая структуру введения, развития и заключения.
- Редактирование и коррекция текста.
Сроки и продолжительность написания
Сроки написания итогового сочинения определяются образовательным учреждением и могут варьироваться, но обычно это несколько недель. Продолжительность написания зависит от объема работы, но обычно составляет несколько часов.
Рабочий стол на экзамене
Во время написания итогового сочинения стоит иметь при себе:
- Разрешенные школьные пособия и учебники.
- Часы или таймер для контроля времени.
- Блокнот и ручку для записей.
Не рекомендуется иметь при себе смартфоны, планшеты или другие устройства, которые могут отвлекать вас от написания сочинения.
Образец заявления и бланка
Пример заявлений и бланков на итоговом сочинении.
Процесс написания
Инструкция для участников итогового изложения
Не знаете, как правильно выполнить работу? Закажите сочинение на сайте Студворк! Наши эксперты выполнят задачу в самые короткие сроки по вашим требованиям.
Комментарии