Это самостоятельная работа студента, которая представляет собой поисковое исследование.
Такая работа носит логически завершенный характер и показывает преподавателю, насколько хорошо студент умеет проводить исследование, использовать терминологию и теоретические материала на практике. Разбираемся какие методы исследования используют в научно-исследовательской работе.
Структура НИР
Научно-исследовательская работа представляет собой многоуровневое исследование, именно поэтому такая работа должно обладать четкой и последовательной структурой. Она состоит из следующих структурных элементов:
- Титульный лист — первая страница научно-исследовательской работы, которая содержит в себе всю основную информацию о вузе, кафедре, теме исследования, студенте и руководителе;
- Содержание — перечень структурных элементов НИР с указанием страниц их расположения в работе;
- Введение — первый содержательный элемент научно-исследовательской работы, который вводит читателя в суть исследования. Он содержит в себе актуальность, объект и предмет исследования, основные цели и задачи, новизну, методы исследования, практическую и теоретическую значимость;
- Основная часть — основной элемент работы, который содержит в себе само исследование. В нем студент анализирует теоретический материал, описывает методики и техники исследования, проводит само исследования и приводит все практические этапы работы. Как правило, основная часть НИР состоит из теоретического и практического раздела;
- Заключение — заключительная часть научно-исследовательской работы, которая содержит в себе итоги исследования и развернутое описание полученных результатов;
- Список использованной литературы — перечень методических материалов, которые были использованы в процессе работы над НИР;
- Приложения — дополнительные иллюстрирующие материалы: схемы, диаграммы, графики, таблицы, изображения.
Что такое метод исследования
Это совокупность, определенная последовательность действий и приемов, с помощью которых студент осуществляет исследование НИР.
В НИР методы исследования необходимо отразить во введении. Они определяются после формулировки задач исследования, однако выбор конкретных методов необходимо сделать еще на начальном этапе работы.
Классификация методов исследования НИР
В науке существуют разные классификации методов исследования. Как правило, их принято разделять на следующие виды:
- Эмпирические методы;
- Теоретические методы;
- Количественные методы;
- Качественные методы;
- Методы педагогического исследования;
- Методы психологического исследования;
- Метод социологического исследования.
Эмпирические методы
Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии. Они помогают определить объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления. К ним относятся:
- Анализ — применяется для разложения описываемого явления или предмета на признаки и свойства. Он помогает выявить сильные и слабые стороны при изучении объектов;
- Эксперимент — исследование в специально созданных условиях, которое направлено на изучения определенных характеристик явления или предмета;
- Наблюдение — заключается в получении информации об объекте или явления, путем наблюдения и фиксировании важных изменений;
- Моделирование — подразумевает уменьшенный структурированный образ одного или нескольких объектов;
- Опрос — получение информации путем устного или письменного анкетирования.
Теоретические методы
Теоретические методы исследования отличаются своей обобщенностью, они направлены на систематизацию собранного материала для его дальнейшего изучения. Такие методы универсальны. При написании научно-исследовательской работы используют следующие теоретические методы:
- Анализ — метод исследования, применяемый для анализа и разложения явления на признаки и свойства;
- Классификация — подразумевает структуризацию и разделение исследуемых объектов по различным признакам;
- Абстрагирование — конкретизирует отдельную характеристику изучаемого явления или предмета, без учета других;
- Формализация — метод, который заключается в передаче сущности объекта или явления путем использования математических схем, формул и символов;
- Конкретизация — метод, который заключается в детальном изучении явления или предмета в реально существующих условиях.
- Аналогия — заключается в поиске сходств явлений и предметов по определенным признакам;
- Синтез — метод, представляющий собой самостоятельное исследование, которое объединяет характеристики объекта по различным критериям;
- Моделирование — методология, которая заключаются в переносе объекта или явления в искусственно созданную модель;
- Дедукция — позволяет делать выводы об исследуемом предмете или явлении на основании присущих ему свойств;
- Индукция — дает представление о группах объектов, опираясь на частные случаи;
- Обобщение — создание общего вывода о предметах или явлениях на основе многих частных признаков.
Количественные методы
Количественные методы применяются для выявления причинно-следственных связей и статистических закономерностей при исследовании количественных показателей. К ним относятся:
- Статистические методы — сбор количественных данных и дальнейшее измерение для исследования масштабных явлений. Они помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения;
- Библиометрические методы — изучение взаимосвязи и динамика развития явлений в документационной и информационной областях: контент-анализ, цитат-индекс.
Качественные методы
Качественные методы исследования направлены на изучение качественных характеристик исследуемых явлений. К ним относятся:
- Глубинное интервью — метод исследования, который проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану;
- Экспертное интервью — метод исследования, который проводится в форме беседы где в роли респондента выступает эксперт;
- Фокус-групповые дискуссии — беседа с фокус-группой из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению.
Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования совмещают в себе универсальные и частные методы проведения исследования, которые необходимы для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязей и закономерностей.
- Частные методы исследования — используются только в определенных научных областях;
- Универсальные методы исследования — универсальные для всех отраслей знаний.
Методы психологического исследования
Методы психологического исследования сочетают в себе теоретические и эмпирические методы: проведение экспериментов, наблюдения. В них исследование опирается на модифицированное наблюдение и эксперимент.
Методы социологического исследования
В основе методов социологического исследования лежит проведение социальных наблюдений и экспериментов, опросов и интервью, а также анкетирования.
Основные требования к методам исследования в НИР
Основными требованиями, которые выдвигаются к методам исследования в научно-исследовательской работе, являются:
- Методы исследования должны быть научными;
- Методы должны соответствовать содержанию всех этапов исследования;
- Методы должны быть направлены на получение результатов;
- Методы должны способствовать получению однозначной информации.
Не получается самостоятельно разобраться с научно-исследовательской работой? Закажите готовую НИР у наших экспертов!
Комментарии