Это процесс образования, который построен на принципах телекоммуникаций.
Целью данного формата обучения является реализация образовательных программ и обеспечение усвоения знаний, навыков обучающимися лицами без привязки к какой-либо географической точке или ко времени.
Посредством дистанционного образования можно без труда организовать и обеспечить самостоятельную подготовку или переподготовку специалистов, самообразование любых без исключения категорий лиц.
Дистанционный формат образования исключает необходимость тесного контакта обучающихся лиц с преподавателями. Также он не требует физического присутствия субъектов образовательных процессов в аудиториях.
Методические технологии и особенности дистанционного обучения
Говоря о технологиях дистанционного обучения, стоит отметить, что они завязаны преимущественно на:
- виртуальных средствах передачи информации. Это электронная почта, учебные порталы, прочие средства, функционирующие благодаря информационным коммуникационным сетям;
- методах, основанных на технических аспекта обмена информацией.
Сегодня наиболее перспективной технологией дистанционного обучения является взаимодействия преподавателей и наставников с обучающимися лицами посредством сетей телекоммуникации. При этом активно используется интернет и компьютеры, в том числе портативные устройства связи.
Обучающиеся и преподаватели в рамках дистанционного обучения могут общаться по телефону, в мессенджерах, социальных сетях, а также посредством видеоконференций и не только.
Основными особенностями дистанционного обучения сегодня являются:
- Подготовка и переподготовка профессиональных кадров;
- Повышение квалификации специалистов;
- Подготовка обучающихся к ЕГЭ;
- Подготовка к сдаче вступительных экзаменов;
- Подготовка к поступлению;
- Подробное изучение конкретной темы;
- Наработка навыков;
- Дистанционное индивидуальное обучение;
- Дополнительное образование.
Преимущества
Преимущества удаленного обучения:
- широкая доступность. Посредством дистанционного обучения можно получать любые знания, будучи в любой точке Земли. Географические барьеры отсутствуют;
- гибкость. Большая часть материалов, предусмотренных какой-либо конкретной программой, предполагает самостоятельное освоение. Отсюда следствие – возможность изучения той или иной дисциплины, области знаний, подготовки к тестам или экзаменам тогда, когда это удобно для обучающегося лица;
- отсутствие необходимости отрываться от работы или семьи. График самообразования можно легко подстроить под графики прочих дел, сочетать дистанционное обучение с работой, семейными делами и оставлять время на любимые дела;
- экономия сил и средств. По сравнению с традиционными образовательными форматами, что важно отметить, удаленное обучение – это отличный способ сэкономить не только силы, но и средства. Обучающиеся лица не должны снимать квартиры для проживания или заселяться в общежития, оплачивать проезд на транспорте и питание. Они могут обращаться к учебным материалам в любое время из любого места. То же справедливо и в отношении преподавателей, а также наставников: им не нужно посещать аудитории, готовиться к лекциям и делать другую рутинную работу. Достаточно один раз проработать программу, записать обучающие ролики, подготовить дополнительные материалы и разработать тесты или экзаменационные вопросы;
- конкретность знаний. Человек, проходящий обучений в дистанционном формате, получает только конкретные знания. Углубление в область «около практики» или в сферу «возле важных теоретических знаний» не предполагается. Все материалы в рамках удаленного обучения – только по существу;
- актуальность знаний. Программу любого удаленного курса можно адаптировать к реальным условиям, к фактическому положению дел. Без перепечатывания книг, без подготовки и редактирования пособий. Без рутины, бюрократии и монотонных действий;
- модульность. Это один из основных принципов дистанционного обучения, а вместе с тем – существенное преимущество по сравнению с традиционными методами ведения образовательной деятельности. Модульность предполагает в буквальном смысле дробление программы дистанционного курса на отдельные блоки и единицы внутри этих блоков. Поэтапное освоение отдельных единиц, а затем блоков – гарантия высокого уровня понимания и усвоения не только получаемых теоретических знаний, но и практических навыков.
Нюанс: не все преимущества справедливы для случая школьного обучения. Также они не срабатывают в случае с некоторыми высшими учебными заведениями. Там привязка ко времени существует, отрыв от привычных занятий необходим.
Формат, обеспечивающий возможность беспрепятственного и беспроблемного функционирования систем массового непрерывного самообучения.
Дополнительно посредством технологий удаленного образования можно обеспечить всеобщий обмен информацией без привязки к конкретному времени или определенному месту.
Одной из ключевых черт дистанционного формата, что важно отметить, является широкое использование информационных технологий. Это уже было отмечено.
Недостатки
Назовем некоторые недостатки дистанционного обучения:
- Отсутствие куратора на постоянной основе – не всегда тщательно отслеживаются результаты работы студента из-за удаленного формата;
- Потребность в высокоскоростном Интернете и оборудованном рабочем месте;
- Сложнее отслеживать попытки списать материал или личность студента;
- Потребность в самодисциплине.
Формы дистанционного обучения
- Лекции по видеосвязи;
- Семинары по видеосвязи;
- Видеоконференции;
- Чаты.
Средства для обучения и реализации дистанционных технологий:
- Система управления обучением – главный сайт вуза или школы, где публикуется и содержится вся основная информация, например, электронный журнал/дневник/зачетная книжка;
- Систематизированный контент для обучения – учебный план для каждой дисциплины/предмета;
- Хранилище для документов и материалов, а также редактор для внесения правок/оформления;
- Чат с учителем или блог для получения информации;
- Интерактивные доски для онлайн-занятий.
Цели и задачи удаленного обучения
Вот главные цели, которых добивается дистанционное обучение:
- Полноценное развитие личности обучаемого;
- Наиболее эффективная организация и переорганизация учебного процесса, в зависимости от студента;
- Качество образования;
- Доступность обучения для всех желающих.
Задачами дистанционного обучения являются:
- Создание общедоступного образовательного интернет-пространства;
- Формирование самостоятельности и потребности в самообразовании;
- Развитие критического и логического мышления в процессе обучения.
Методы дистанционного обучения
Методы дистанционного образования классифицируются по способам коммуникации между студентом и преподавателем. Разберем основные способы взаимодействия на удаленном обучении:
- Самообучение – это метод с использованием обучаемых ресурсов: печатные и цифровые материалы, а также пособия для проведения занятий; студент взаимодействует с образовательными ресурсами;
- Индивидуальное обучение – студент коммуницирует с одним преподавателем/научным руководителем/репетитором;
- Групповое обучение – группа студентов/школьников взаимодействует с одним преподавателем, который является куратором их объединения, и между собой;
- Один к многим – репетитор с 1-ой системой обучения индивидуально взаимодействует со своей группой или каждым учеником отдельно;
- Проектный метод – это проектная задача, где студенту необходимо проявить самостоятельность и показать свои личные организаторские способности для проверки преподавателем конечного результата задачи;
- Проблемный метод – этот метод нацелен на изучение и рассмотрении студентом одной конкретной проблемы, для этого используют теоретические материалы и практический опыт;
- Метод исследования – этот метод направлен на изучение научных методов, проведения исследования на определенную тему и оформление конечных результатов работы.
Актуальность
События последних лет показали, что повышение квалификации и дополнительное обучение сотрудников предприятий вне зависимости от сферы их деятельности дистанционными средствами – это не только востребованный, но и высокоэффективный метод. Обусловлено это наличием у дистанционных технологий коммуникации ряда неоспоримых преимуществ. Дистанционное образование также работает в отношении прочих категорий лиц, то есть в отношении любых заинтересованных в образовании людей.
Текущий этап развития человечества соответствует всем критериям так называемой эры информатики. Можно говорить, что эта эра основана на принципах и технологиях телекоммуникаций. На них же основана сфера дистанционного обучения. Его посредством можно не только организовать эффективные образовательные процессы без привязки к конкретному времени или определенному месту, но и обеспечить высокий уровень доступности знаний для специалистов или новичков вне зависимости от особенностей и нюансов научной области, дисциплины или направления.
Трудности с выполнением работы? Помощь в сдаче экзаменов дистанционно на Студворк!
Комментарии