Это объемная научно-исследовательская работа, к оформлению которой необходимо подходить ответственно, учитывая ряд правил.
Общие требования к диссертации ГОСТ
Общие требования диссертационного исследование основываются на следующих положениях:
- Диссертационное исследование должно быть оригинальным, то есть выполненным автором самостоятельно, а также обладать логическим единством и содержать новые научные обоснования и результаты;
- В диссертации прикладного характера должны быть приведены сведения о практическом использовании полученных результатов, а в диссертации теоретического характера — рекомендации по использованию научных выводов;
- Все научные результаты диссертационного исследования должны быть опубликованы в научных изданиях;
- Количество публикаций в докторской диссертации должно быть не менее 10, а на в кандидатской — не менее двух;
- В тексте необходимо ссылаться источники заимствования материалов или отдельных результатов;
- Все материалы диссертации и автореферата должны быть изложены на русском языке, сжато и аргументированно.
Докторская диссертация
Общие требования к оформлению докторской диссертации:
- В докторской диссертации должны быть разработаны теоретические положения, совокупность которых представляет собой научное достижение, либо решение научной проблемы;
- В диссертации по техническим наукам должны содержаться исследования и разработки по созданию прогрессивных технологических процессов;
- Докторская диссертация должна представлять собой специально подготовленную рукопись;
- Диссертация может быть оформлена в виде научного доклада, подготовленного на основе ранее опубликованных работ.
Кандидатская диссертация
Основные требования к оформлению кандидатской диссертации:
- В кандидатской диссертации должны быть решение научной задачи, которая имеет значение для выбранной области знаний;
- Кандидатская диссертация представляется в виде рукописи.
Автореферат
Это краткое изложение основных положений диссертации
Требования оформления автореферата диссертации:
- Автореферат оформляют в виде специально подготовленной рукописи;
- Автореферат должен содержать в себе краткую сводку основных научных результатов, положений и выводов;
- В автореферате нельзя давать информацию, отсутствующую в диссертации;
- Все таблицы, рисунки и схемы должны быть строго идентичны;
- В автореферате не допустимы орфографические и стилистические ошибки, опечатки;
- Автореферат печатается на правах рукописи с разрешения диссертационного совета;
- Текст автореферата должен быть представлен на листах формата А4 с односторонней печатью;
- Объем автореферата ограничен и не должен превышать один печатный лист.
Значение автореферата очень высоко. Все члены диссертационной комиссии руководствуются не только качеством устного выступления диссертанта, но и качеством и полнотой содержания представленного им автореферата.
Общие требования к оформлению текста диссертации
Любая научная работа должна придерживаться специальных регламентов от титульного листа до приложений.Оформление диссертации по ГОСТу — обязательное к выполнению требование.
Текст
Работа выполняется на листе стандартного размера А4 книжной ориентации. Следует выбрать традиционный шрифт Times New Roman, 14-го кегля.
Поля
Листы оформляются со следующими отступами: с левого края – 3 см, с правого края -1 см, а сверху и снизу по 2 см.
Интервал
Межстрочный интервал - 1,5.
Нумерация
Все страницы диссертации нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе цифра «1» не ставится, на следующей странице проставляется цифра «2» и т.д. Порядковый номер печатается в правом верхнем углу поля страницы, без каких-либо дополнительных знаков (тире, точки).
Сноски
Сноски в диссертации оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Они могут быть двух видов: примечания и ссылки на источники. Примечания помещаются внизу страницы, а ссылки на источники — в конце текста работы в разделе «Список использованных источников».
Примечания оформляются следующим образом:
- Цифра, обозначающая примечание, помещается в тексте диссертации в квадратных скобках, например: [1];
- Примечание пишется с новой строки с отступом в 1,25 см от левого поля. Текст примечания должен быть набран шрифтом размером 10-12 пт;
- Если примечание занимает несколько строк, то вторая и последующие строки должны иметь отступ в 1,25 см от левого поля;
- После текста примечания ставится точка.
[1] Текст примечания.
Ссылки на источники оформляются следующим образом:
- Ссылка на источник помещается после цитаты или упоминания автора в круглых скобках, например: (Иванов, 2010, с. 25);
- В конце текста работы в разделе «Список использованных источников» перечисляются все использованные источники в алфавитном порядке по фамилии автора.;
- Каждый источник начинается с новой строки с отступом в 1,25 см от левого поля;
- Название источника пишется курсивом, а название журнала — обычным шрифтом;
- Для книг указывается место издания, издательство и год издания. Для статей — название журнала, год выпуска, номер выпуска и страницы, на которых опубликована статья. Для электронных ресурсов — ссылка на сайт и дата обращения к нему.
Иванов И. И. Название книги. М.: Издательство, 2010. 250 с.
Петров П. П. Название статьи // Название журнала. 2010. № 1. С. 25-30.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов
Таблицы, рисунки и иллюстрированные плакаты в диссертации должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ. К общим требованиям оформления относятся:
- Каждая таблица, рисунок или иллюстрированный плакат должны быть пронумерованы и иметь название или подпись;
- Название или подпись должны быть расположены над таблицей, рисунком или иллюстрированным плакатом;
- Если на рисунке используется текст, то он должен быть читаемым и достаточно крупным для восприятия информации;
- Таблицы должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 2.105-95 и иметь заголовки для каждого столбца и строки;
- Иллюстрированные плакаты должны быть выполнены в соответствии с требованиями к рисункам и иметь название или подпись, которые располагаются над плакатом;
- Рисунки и таблицы должны быть расположены в тексте диссертации после первого упоминания о них;
- В тексте диссертации должны быть ссылки на таблицы, рисунки или иллюстрированные плакаты по их номеру и названию или подписи.
Оформление структурных элементов диссертации по ГОСТу
Все структурные элементы диссертационного исследования должны оформляться в соответствии с установленным регламентом.
Титульный лист
Титульный лист служит источником информации, которая необходима для поиска и обработки документа. На нем приводятся следующие сведения:
- Наименование организации;
- Статус диссертации;
- Фамилия, имя и отчество диссертанта;
- Название диссертации.
Оглавление
Это перечень основных частей диссертации с указанием страниц, на которые их помещают.
- Все заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте диссертации. Нельзя сокращать или изменять формулировку заголовков;
- Слово «оглавление» должно располагаться в середине строки прописными буквами, без точки в конце;
- Все наименования разделов в оглавлении записывают прописными буквами, а наименование остальных элементов строчными, начиная с первой прописной;
- Номера структурных элементов приводят на одном уровне без отступа;
- При составлении оглавления используется полуторный интервал.
Введение
Введение диссертации по содержанию повторяет автореферат. Во введении не должно быть формул, таблиц и рисунков.
Основная часть
Текст основной части диссертации должен быть разделен на разделы и подразделы,пронумерованными арабскими цифрами.
- Аналитический обзор;
- Процесс теоретических и экспериментальных исследований, методы и обоснование;
- Оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ;
- Оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.
Заключение
В заключении подводятся итоги выполненного исследования. В нем необходимо указать, насколько удалось достичь сформулированной во введении цели и каково значение полученных результатов для науки и практики.
Оформление списка сокращений и условных обозначений
Список сокращений должен быть расположен после заключения. Он должен быть оформлен следующим образом: слева приведены сокращения или условные обозначения в алфавитном порядке, справа — их детальная расшифровка.
Если обозначения и сокращения повторяются в диссертации менее трех раз, отдельный перечень не приводят, а расшифровку дают непосредственно в тексте при первом упоминании.
Оформление словаря терминов
Это список терминов с разъянениями.
Список необходимо расположить после перечня сокращений и условных обозначений. Термин записывают со строчной буквы, а определение с прописной буквы. Определение термина должно быть оптимально кратким и состоять из одного предложения.
Оформление библиографического списка
Библиографический список должен включать записи на документы, которые были использованы автором при работе над темой. Список должен быть размещен в конце основного текста, после словаря терминов. Оформление библиографического списка осуществляется по ГОСТу:
- Литературные источники указываются в алфавитном, систематическом или хронологическом порядке;
- При алфавитной группировке учитывают фамилию и инициалы автора или составляют список по названию материала;
- Если в списке есть однофамильцы, то их материалы размещают с учетом имени и отчества;
- Хронологический список оформляют в соответствии с датой публикации книги или статьи;
- Если в библиографическом списке имеется литература на других языках, упоминания размещают после оформления изданий на русском языке.
Оформление приложения
Их оформляют как продолжение диссертации. В тексте диссертации на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение начинают с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «приложение» прописными буквами, а под ним в круглых скобках указывают статус приложения строчными буквами, используя слова: «обязательное», «рекомендуемое» или «справочное».В качестве приложения могут быть представлены иллюстрированные материалы, а также материалы, дополняющие диссертацию.
О написании математических формул
Математические формулы в диссертации должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 2.105-95. К основным правилам оформления и написания математических формул относятся:
- Формулы следует набирать с помощью специальных программных средств, например, Microsoft Equation или LaTeX;
- Формулы должны быть выделены из текста и выровнены по центру страницы;
- Номер формулы ставится справа от нее в круглых скобках, например: (1);
- Если в диссертации используется несколько формул, то они нумеруются последовательно;
- В тексте диссертации на формулы можно ссылаться по их номеру, например: «как показано в формуле (1)».
(1) F = ma
где F — сила, m — масса, a — ускорение.
Важно также следить за правильным использованием математических символов и обозначений в диссертации. Для этого можно использовать специальные таблицы символов и обозначений, которые доступны в программных средствах для набора формул.
Требования ВАК к оформлению диссертации
Согласно требованиям ВАК, количество публикаций докторской или кандидатской диссертации в научных журналах и подача документов для их защиты зависят от выбранной дисциплины:
- Гуманитарные, общественные науки, области культурологии и искусствоведения – от трех;
- Остальные научные области – от двух.
Чтобы получить ученую степень «доктор наук», необходимо опубликовать десять результатов диссертации по основным научным отраслям и двадцать по социально-экономическим, общественным и гуманитарным дисциплинам.
Об остальных этапах выполнения диссертации — читайте в нашей специально созданной категории.
Нужна помощь с диссертацией? Заказать уникальное диссертационное исследование у экспертов Студворк!
Комментарии