Мониторинг и прогнозирование ЧС

Среди приоритетных задач государства особое значение имеет защита населения от чрезвычайных ситуаций. Бедствия представляют большую опасность, ведь они часто возникают внезапно и наносят значительный ущерб имуществу, коммуникациям, уносят жизни, разрушают дома. Люди, работающие на техногенных объектах, находятся под постоянной угрозой.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Предназначена для наблюдения, контроля и прогнозирования опасных явлений и процессов, происходящих в природе, технологической сфере, динамики их развития. Прогноз аварийности позволяет определить масштабы стихийных бедствий, предотвратить их возникновение и организовать эффективные меры по их предотвращению.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и надежности прогнозирования чрезвычайных ситуаций путем объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся мониторингом отдельных видов опасностей. Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование – это исследовательский процесс, в результате которого получаются гипотетические данные о будущем состоянии объекта, явления, процесса.

На начальных этапах чрезвычайной ситуации системы мониторинга и оценки должны оставаться легкими и динамичными из-за нехватки времени и ресурсов. По мере развития чрезвычайной ситуации необходимо создать более формальные системы мониторинга и оценки. В приведенной ниже таблице выделены некоторые важные шаги по мониторингу и оценке в отношении каждого из этапов чрезвычайной ситуации.

image.png

Как правило, в начале чрезвычайной ситуации ресурсы ограничены, персонал обременен многочисленными требованиями, а время имеет существенное значение. Однако это не означает, что следует отказаться от контроля за деятельностью по реагированию на сообщения.

Контроль на первом этапе чрезвычайной ситуации часто включает в себя систематический сбор количественных данных на уровне конкретных результатов, которые могут укрепить подотчетность и информировать о прогрессе. Примеры показателей, которые можно было бы использовать для мониторинга коммуникационной деятельности на начальном этапе, включают:

  • Процент домашних хозяйств, охваченных сообщениями/действиями «от двери до двери»
  • Количество распространяемых листовок
  • Количество транслируемых радиороликов
  • Процент респондентов, вспомнивших одно сообщение из радиороликов
  • Процент респондентов, знающих, что они могут позвонить на горячую линию для получения информации
  • Количество звонков, поступивших на горячую линию
  • Число обученных и развернутых мобилизаторов

Исходя из того, что мониторинг и прогнозирование развивается через коммуникационное реагирование, рекомендуются следующие шаги для создания эффективной системы, которая позволяет контролировать деятельность, информировать об изменениях, где это необходимо, и оценивать прогресс в достижении цели программы в конце чрезвычайной ситуации.

Постоянный мониторинг соответствующих показателей имеет жизненно важное значение для раннего выявления и устранения проблем. Однако данные мониторинга также важны для получения информации для оценки, которая должна проводиться в конце чрезвычайной ситуации.

Цель оценки после чрезвычайных ситуаций заключается в оценке актуальности, результативности и успеха коммуникационного реагирования. Он должен измерять поведенческие, организационные и социальные изменения, которые способствовали прекращению чрезвычайной ситуации в результате деятельности МЧС. Ключевые вопросы, на которые должна попытаться ответить оценка после чрезвычайных ситуаций, включают следующее:

  • Была ли реакция на сообщение своевременной и скоординированной?
  • Были ли принятые стратегии надлежащими?
  • Достигнута ли общая цель программы?
  • Достигнуты ли цели поведенческой коммуникации?
  • Какое желаемое поведение было наиболее важным в сдерживании чрезвычайной ситуации?
  • Что было успешным в вмешательстве?
  • Насколько устойчивы изменения?
  • Каким образом коммуникационная реакция способствовала общему реагированию на чрезвычайные ситуации?
  • Каковы сильные и слабые стороны коммуникационной реакции?
  • Каковы некоторые из извлеченных уроков?
  • Какие пробелы, если таковые имеются, существуют и как их следует устранять?

Поэтому оценка после чрезвычайных ситуаций должна быть направлена на определение того, что сработало эффективно и почему, что можно изучить и улучшить, и насколько вероятно, что аналогичная чрезвычайная ситуация может быть предотвращена в будущем.

Важно отметить, что оценка и прогнозирование после чрезвычайных ситуаций должна также собирать информацию и уроки, извлеченные из опыта партнеров, и регистрировать их для будущего использования. Следует учитывать мнения партнеров и заинтересованных сторон, включая затронутые общины. Вовлечение затронутых общин в процесс оценки и обмен с ними результатами может помочь процессу заживления и поддержать общины в восстановлении после последствий чрезвычайной ситуации.

Оценка после чрезвычайных ситуаций, вероятно, потребует времени, если она будет проведена должным образом, и может дать ценную информацию о том, как эффективно реагировать на подобный кризис в будущем. Он должен проводиться опытными специалистами по исследованиям и/или мониторингу и оценке, а результаты должны быть доведены до сведения всех национальных и международных заинтересованных сторон для создания глобального потенциала для эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Комментарии

Нет комментариев

Предыдущая статья

Лавины, оползни и обвалы

Следующая статья

МЧС России
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир