Примечание моддератору
Здесь предмет “журналистика”, “издательское дело”. Не нашла в списке.
Общая типология журналистики
Главным принципом типологии журналистики является ее разграничение по типу коммуникативного канала распространения. Как система, журналистика состоит из: печатных СМИ, радиовещательной журналистики, тележурналистики, электронных СМИ.
Первая подсистема журналистики также называется периодической печатью. Элементы этой подсистемы – газеты и журналы. Таким образом, основным носителем информации в ней выступает печатное слово. Органы или средства массовой информации типологизируются по региону распространения – транснациональная (международная) национальная, региональная, местная пресса; по тематической или отраслевой специализации существуют общие информационные издания – качественные и универсальные.
Универсальные представляют информацию для всех обо всем, реализуя Это – главные функции СМИ, касаются всех сфер общественной жизни. Специализированные издания характеризуются, как тематические, разграниченные по аудитории. Л. Реснянская также говорит об изданиях смешанного типа, которые объединяют черты универсальных и специализированных: «обо всем для единомышленников»[1].
Издания разделяют на – рекламные, развлекательные, деловые эротические, о криминальной сфере, сенсационные, партийные, профессионально-отраслевые – аграрные, компьютерные, спортивные, юридические, автомобильные, медицинские, педагогические; по периодичности – ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежекавртальные, ежегодники; по типу аудитории – молодежные, студенческие, мужские, детские, женские.
Специфика женского журнала
Женские журналы представляют собой массовый тип периодики, который реализует в медиасреде устремленность на развлечение, консультирование, рекламирование сферы потребления, ограничивается тематически, определенными рубриками, например, «мода», «красота», «звезды», «готовим вкусно». Обилие иллюстраций и полиграфическое качество таких изданий позволяют применять такое понятие, как«глянцевая пресса».
История развития отечественных журналов для женщин раскрывает их социализацию, так как издания способствуют формированию женского образа и личности.
Так, дооктябрьскому периоду развития СМИ был присущ образ женщины-гражданки, хозяйки, жены, матери: образованной, живущей «в рамках». В советский период это – женщина-труженица, крестьянка, активистка партии. Основное внимание уделяется политическому воспитанию, популяризуется образ, лишенный явных частных и личностных черт. В постсоветский период воспевается женщина - жена, мать, хозяйка, проявляющая интерес к быту, семье, сфере товаров и услуг [3].
Анализ женских журналов, выпускаемых в конце XX – начале XXI вв., показал, что в наибольшей степени типологическим изменениям подверглись формальные, вторичные типологические признаки изданий, среди которых: внутренняя структура, периодичность, формат.
Жанровое своеобразие журнала
Предметом исследования в настоящей работе является журнал «Караван историй» («Караван историй. Коллекция). Журнал – периодическое печатное издание, содержащее статьи и материалы по разным вопросам, публикует различные произведения, литературно-критические исследования,фотоматериалы. Журнал – носитель фундаментальной, значительной информации, поданной за значительный срок. В этом состоит отличие журнала от газеты, которая ориентирована на оперативную подачу информации.
Типология издания
Типология журнала осуществляется по трем принципам: 1) периодичности; 2) содержанию; 3) читательскому назначению – аудитории. Следует отметить, что установленной систематизации журналистских жанров нет. В современной журналистике, учитывая предмет настоящей работы, целессобразно опираться на классификацию Татьяны Репковой, директора исследовательских и информационных проектов Всемирной газетной ассоциации, которая разграничивает такие группы жанров, как: новостные; рациональная публицистика; эмоциональная публицистика[3].
В жанрах эмоциональной публицистики предметом выступает личность за событием, ее метод – описание человека в происходящем или произошедшем, функция такой публицистики направлена на размышления читателя, его эмоциональные реакции. Все это есть в указанном издании.
Особенности "Каравана историй
Публикации «Каравана историй» объединены единым стилем и жанровой формой: очерком, что позволяет максимально максимально вовлечь читателя в текст и раскрыть проблематику, близкую каждому, ведь речь идет о жизни во всех ее аспектах.
Когда повествование ведется от первого лица, создается впечатление доверительной беседы, сопричастности читателя к происходящим событиям. Информация в журнале подается так, чтобы сохранить цельную стилевую линию, материал подобран по такому принципу, что издание можно начать читать или просматривать с любой рубрики или страницы.
Герои публикиций «Каравана историй» и «Каравана историй. Коллекция» – не только знаменитости нашего времени, но и яркие личности прошлого: монархи, аристократы, авантюристы, художники, литераторы, актеры, ученые, что позволяет значительно расширить аудиторию журнала – подразумевается, что он может быть интересен любому образованному человеку, а не исключительно женщинам. «Караван историй. Коллекция» также представляет интереснейшее «Астрологическое расследование» Павла Глобы.
Первый номер журнала “Караван историй” вышел в марте 1998 года. Анализ этого пилотного номера позволил сделать следующий вывод: издание было ориенитровано на то, чтобы стабильно привлекать внимание читателя своими структурными и содержательными особенностями. Так, начинается он с заголовка «Праздник. Мир наизнанку в «жирный вторник».
Далее идет речь об особенностях празднеств перед Великим постом – в разное время и в разных странах. Рубрикация журнала, позволяющая судить о его содержании, не менее примечательна: «Фантазии», «Империя», «Имена», «Love Story», «Факт», «Авантюристы», «Искусство жить», «Затерянный мир», «Гороскоп». 1998 год в истории России был отмечен противоречиями, сложными событиями – произошел кризис в экономике, народу следовало пережить смену двух правительств.
Новое, информационно насыщенное и яркое издание, было призвано отвлечь аудиторию от окружающего негатива, погрузить сознание в особенный, колоритный, и в то же время – общедоступный мир: так можно трактовать основной замысел журнала. Идея «Каравана историй» – познакомить с интересными фактами, местами, событиями, личностями, с тем, чтобы чтение стало не только развлекательным, но и познавательным.
Современное издание представляют такие рубрики, как: «Звезда», «Сериал», «Судьба», «Имя», «Стиль жизни», «Легенда», «История», «Классика» - «Караван историй» за сентябрь 2015 года; «Проза звезд», «Имена», «Астрологическое расследование» - «Караван историй. Коллекция» за сентябрь 2015.
Издательское оформление
Издательское оформление журнала можно охарактеризовать следующим образом: 1) реклама; 2) выходные данные; 3) рубрики; 4) слово редактора – «Караван историй» (сентябрь, 2015). 1) Реклама; 2) слово редактора; 3) реклама; 4)рубрики; 5) выходные данные – «Караван историй. Коллекция» (сентябрь, 2015). По традции, номер оканчивается гороскопом на месяц по знакам Зодиака. Постраничный объем – разный, в зависимости от содержания.
Если говорить о художественном оформлении журнала, оно выполняется на самом высоком уровне. Это подтверждают: качество полиграфии, некрупный, но четкий шрифт, обилие иллюстративного материала. В название статьи нередко выносится цитата, либо же требуемые абзацы выделяются цветом и шрифтом, на обложку помещаются художественные фотопортреты известных женщин, что способствует привлечению внимания к написанному.
Одной из особенных черт «Каравана историй» является публикация редких или уникальных снимков. «Визитной карточкой» издания остаются великолепные эстетико-образовательные проекты Е.Р. Рождественской:«Частная коллекция», «Ассоциации», «Мечты детства», «Братья и сестры», «Мужчина и женщина», «Реинкарнация», «Рожи», «Портрет Дориана Грея» и другие.
Итоги
Таким образом, характер публикаций и оформления журнала «Караван историй» («Караван историй. Коллекция») позволяет говорить о том, что это – массовое издание, которое можно отнести к литературно-художественным.
Рассмотренные в данной работе типологические признаки: ежемесячный, познавательно-развлекательный иллюстрированный журнал в компактном формате, как тонкий, так и толстый, расчитанный на достаточно широкую целевую аудиторию, представляются достаточными и правомерными.
Как минус для читателя, можно назвать большое количество рекламы. Вместе с тем, если учесть коммерческую составляющую, ее наличие становится понятным.
Список литературы
1.Дмитриев Л.А. Искусство информации. М.: ИПК, 1996.
2.Дмитриев Л.А. Искусство публицистики. М.: ИПК, 2000.
3.Дмитриев Л.А. Рынок искусств и искусство рынка. М.: ИПК, 2004.
4.Репкова Т. Новое время: как издавать профессиональную газету в демократическом обществе. М.: ГИПП, 2001.
5. Реснянская Л. Общероссийские газетные издания // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2000. № 4. С. 3 – 14.
6.Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М.: Академический проект, 2007.
7.Ямпольская Р.М. Женская пресса: ее типологические особенности // Вестник Московского университета. Серия 10 “Журналистика” 1995. № 1. С. 15-25.
Не знаете, где заказать статью по одному из учебных предметов? Авторы Студворк к вашим услугам!
Комментарии