Можно не знать, кто такой Эдвард Мунк, но его картину «Крик» наверняка видел каждый, кто хоть раз мало-мальски интересовался искусством. Да, это то самое полотно, где на первом плане стоит получеловек и истошно кричит, а небо имеет множество оттенков: от багрового до желтого.
Картина Мунка – это визуальный и технический эксперимент, благодаря которому художники XX века смогли выражать не только действительность, но и чувства.
Сочетание цветов завораживает и гипнотизирует, создается необычное впечатление прекрасного и одновременно пугающего зрелища. Посмотрев на картину, кажется, что ты этот кричащий бесформенный персонаж, но мало кто знает, что на самом деле он не кричит. Давайте разберём этот момент подробнее, ведь в этот миф верят многие люди.
Дневник Мунка
Даже я, обучаюсь в профессиональной школе искусств, считал, что кричит именно бесформенный субъект с картины, но оказалось, что все было не так.
В 1982 году Эдвард написал в своем дневнике, что прогуливаясь с парой друзей, небо резко окрасилась в красные, багровые и оранжевые тона посреди вечера и ему захотелось запечатлеть этот момент.
Теории происхождения картины
Существует теория, что небо стало таким из-за извержения огромного вулкана «Кракатау». Вулкан выбросил из своего жерла столько пепла, что небо покрылось им в самых разных местах, странах и окрасилось в красные, багровые и желтые оттенки.
Есть и другая теория. Метеорологи из Великобритании считают, что Мунк увидел редчайшее явление в природе, а именно перламутровые облака. Тем не менее, в отличие от извержения вулкана «Кракатау», эта теория не подкреплена записями и документами.
Третья теория. Говорят, что Мунк просто выдумал историю про странное разноцветное небо. Последняя теория не правдоподобна, так как сам художник всегда говорил, что никогда не будет изображать то, чего не видел.
Доказательство
На сегодняшний день есть несколько вариантов картины «Крик». Самая известная, которую все мы знаем, находится в Национальном музее города Осло.
Также есть и литографическая чёрно-белая версия, на которой есть подпись Эдварда: «Человек на картине не кричит, а…слышит крик!».
Это изречение Мунка полностью меняет весь смысл великого произведения. Также в дневнике он писал, что природа кричит о помощи и показывает это на картине с помощью аномально-красного неба. Также на то, что персонаж не издаёт крик, а слышит его, указывает немецкое название картины, которое звучит как «Der Schrei der Natur», в переводе на русский – «Крик природы». Эдвард Мунк рисовал в жанре экспрессионизм, это направление часто поднимало тему несовершенства современного мира, как и в картине «Крик».
Прямое значение картины
Некоторые арт-эксперты считают, что природа кричала не в переносном смысле, а в самом прямом, ведь задний фон картины — вид с холма Экеберг в Осло. И именно там находится и огромная скотобойня, и лечебница для психически больных людей. Я уверен, что криков там было достаточно. Все эти факторы могли отразиться на одной из величайших картин всех времен. Мунк — великий творец. Приблизиться к его уровню достаточно сложно. Но главное в искусстве – это не подражание, а создание своего собственного взгляда и стиля.
Комментарии