Гротеск в журналистском тексте: "Как меня выбирали в губернаторы", Марк Твен

Содержание

  1. 1. Журналистика как зеркало реальности
  2. 2. Гротеск в публицистике
    1. 2.1. Актуальность твеновского текста
  3. 3. Особенности произведения
    1. 3.1. С какой целью автор написал именно так
  4. 4. Что повлияло на стиль Твена

Журналистика как зеркало реальности

Ежедневно воспринимая информацию, не всегда можно осознать и оценить историческое значение всего происходящего. С течением времени любая информация становится частью прошлого. Между тем, все начинается в настоящем, в тот самый момент, когда автор включает в свою работу интересное для него событие окружающей действительности. Тогда то, о чем он пишет, становится зеркалом современности, способным не только отразить событие, но и показать достоинства и пороки, относящиеся к различным сторонам окружающей действительности. С момента своего возникновения журналистика оказывает влияние на аудиторию, ее сознание, общественные и политические процессы. Наполняясь из разнообразных информационных каналов, она тоже становится источником воплощения авторских идей, вдохновляя самих журналистов, историков, литераторов.

По словам основателя французской периодики, Теофраста Ренодо, журналистика является историей современности: «Если боязнь не понравится современникам препятствовала многим писать историю своего столетия, то настолько опасен для писателя замысел писать историю одной и той же недели, даже одного и того же дня, когда его будут читать?»

Гротеск в публицистике

Выдающийся писатель и журналист Марк Твен, безусловно, прекрасно знал не только о трудностях своей работы, но и том, что его все-таки будут читать, поэтому и решил создавать историю события или «историю одного дня», о которой говорит Ренодо. В американской литературе становится популярным лаконичное увлекательное произведение или новелла. Для создания «истории одного дня» форма новеллы очень удобна. Перед Твеном открывается широкое поле деятельности - он блестяще раскрывает свой писательский дар в таких рассказах, как «Подлинная история дела Джорджа Фишера, ныне покойного», «Подлинная история великого говяжьего контракта», «Журналистика в Тенесси» и, конечно, «Как меня выбирали в губернаторы». Используя одну из разновидностей комического в искусстве и литературе: гротеск, Твен указывает на несовершенство существующей политической системы, распространенные человеческие пороки. Твен создает свое произведение, работая секретарем сенатора от Невады Уильяма Стюарта.

Актуальность твеновского текста

Очевидно, автору хорошо известно, что такое «изнанка» политической жизни, которая показана в рассказе. Читая «Как меня выбирали в губернаторы», сразу замечаешь проницательность автора – вряд ли писатель был знаком с такими понятиями, как «компромат», «черный пиар», но та ситуация, которую он описывает, удивительно напоминает реалии нашего времени. Одно из определений PR – коммуникативная организация общества, проявляющаяся в ряде заявлений к нему. PR выступает «творцом» событий, цель которых – показать качества кого-то или чего-то. В рассказе Твена есть общество, впоследствии – «оскорбленная и разгневанная публика», есть инструмент, с помощью которого происходит обращение к обществу - газеты, и есть распространение заведомо ложной информации, направленной на устранение конкурента: кандидата в губернаторы. Выходит, времена меняются, а нравы?.. В двадцать первом веке одно из самых распространенных обвинений, которое могут выдвинуть кандидату на какую-либо должность – подкуп избирателей, затем уже следуют фальсификация голосов, подделка документов расхищение средств…Список можно продолжать до бесконечности, хотя основная задача правильного PR состоит в том, чтобы предупреждать отрицательные явления. В «Как меня выбирали в губернаторы» и ряде других произведений Твена достаточно ситуаций, на которые нельзя не посмотреть с критической точки. Разочарованный в своих идеалах и видящий слабые стороны действительности, писатель, сквозь призму сатиры показывает и разоблачает то негативное, что происходит во внешне благополучной, демократической Америке. Рассказ «Как меня выбирали в губернаторы» отлично иллюстрирует, что выборы, важнейшее событие в жизни общества, становятся таким же шаржем, как само повествование. Свобода слова, призванная объективно воссоздавать происходящее, основываясь на известном врачебном принципе «не навреди!» приобретает карикатурные черты. Попавший под информационный «обстрел» герой так и не опровергает сказанного оппонентами, хотя они этого очень ждут. Нарушив молчание, герой, под влиянием эмоций, вероятно, стал бы действовать так же, как его соперники. Но… Он просто ушел. Фактически, ему не оставили выбора. Тем не менее, Марк Твен вряд ли ставил перед собой цель предложить обществу инертную позицию как решение проблемы. Все его творчество подсказывает, даже призывает к осознанию происходящего, побуждая думать и действовать, а значит, что-то менять. Погоня за «золотым тельцом» и властью, приобретенной по принципу «цель оправдывает средства», может обернуться трагедией для любой нации, так как уменьшается значение духовно-нравственных ценностей, без которых невозможно нормальное функционирование не только медиа или литературы, но и общества в целом. Палитра журналистики может и должна включать в себя и другие тона, кроме черных.

Особенности произведения

В характерном для твеновских произведений тоне: ненавязчиво и живо написана «Как меня выбирали в губернаторы». Это - история нескольких дней: каждое утро главный герой, «кандидат на должность губернатора великого штата Нью-Йорк», читает о себе в газетах сообщения, которые ничуть не соответствуют правде. Его обвиняют в совершении ряда преступлений, все более нелепых: то пнул ногой убогую старушку, то поджег сумасшедший дом, чтобы отобрать имущество, то усстроил своих безумных беззубых родичей разжевывать пищу для подкидышей в приюте, то оклеветал покойного дедушку своего конкурента. Абсурдность этих обвинений таит в себе вполне реальную угрозу – в дальнейшем события разворачиваются так, что Публика 1.jpg

В гротескное изображение, несмотря на внешнюю неправдоподобность, обязательно заложена трагическая суть того или иного явления.
Так и главный герой рассказа, кандидат на пост губернатора, переживает личную «маленькую драму в большой политике» - у него так и не возникает возможности достойно ответить своим обидчикам:Травля.jpg
Итак, дело сделано: под давлением обстоятельств герой отказывается от губернаторского кресла, противники добиваются своей цели. Однако стоит заметить, что выбывший кандидат не страдает «синдромом неудачника» - у него было преимущество перед оппонентами: идеальная репутация. Бабушка героя пишет ему: Бабушка.jpg

Молчание после того, как его обвинили в воровстве и других мыслимых и немыслимых грехах, свидетельствует о силе характера героя, но…Получается интересный перевёртыш – невольно возникает мысль: а что, если противники героя, мистер Смит и мистер Блэнк, которых он именует «прохвостами» в свое время точно так же подверглись незаслуженной клевете?.. Ведь собственное негативное мнение о них герой составил… На основе информации, поданной в газетах. Теперь такая же информация сработала против него. Героя Твен пишет «с себя» – в рассказе упоминается его имя, оно же стоит под отказом от губернаторской должности: «С совершенным почтением, ваш, когда-то честный человек, а ныне: Гнусный клятвопреступник, Монтанский вор, Осквернитель гробниц, Белая горячка, Грязный плут и Подлый Шантажист
Марк Твен.»

С какой целью автор написал именно так

В связи с этим возникает вопрос: действительно ли у автора была необходимость использовать такой прием?.. Исходя из того, что рассказ сатирический, думаю, была. Журналистика – зеркало событий, которое под влиянием сатиры становится кривым, однако, намеренно преувеличивая, искажая некое явление, сатира указывает на характерные черты того, что изображается. В этом проявляется главный парадокс, присущий сатирическим произведениям: через шарж можно ясно увидеть саму суть проблемы. Отличительные признаки сатиры – это ярко выраженная тенденциозность, сознательное заострение происходящего, публицистичность, актуальность. Упоминая в «Как меня выбирали в губернаторы» себя самого, Марк Твен придает своему произведению достоверность, подчеркивая, что такое может случиться с любым человеком. Одновременно писатель предостерегает – не стоит поддаваться амбициям, если они достаточно не обоснованны и верить непроверенной информации. Основная идея рассказа «Как меня выбирали в губернаторы» заключена, на мой взгляд, не в нагромождении необъективных мнений и абсурдных ситуаций, а всего лишь в нескольких словах: «С совершенным почтением, ваш, когда-то честный человек…» Подлинная трагедия твеновского героя раскрыта в этой короткой фразе. Ее можно понимать по-разному: и как подтверждение того, что герой решил изменить свои принципы и уже не быть честным, ведь честность не привела к желаемому результату, и как то, что герой вынужден измениться из-за сложившихся обстоятельств, ведь, в конце концов, как кораблик назовешь, так он и поплывёт. Важно одно – герой уже никогда не будет прежним. Однако прежним остается Марк Твен – одаренный писатель и журналист.

Что повлияло на стиль Твена

На литературный талант и мировоззрение Твена значительное влияние оказали общественно-политические процессы, происходившие в Америке девятнадцатого века: присоединение новых территорий, возникновение капиталистических отношений. Неоднородное развитие капитализма негативно влияло как на развитие литературы в целом, так и на социальное сознание, которое требовало изменений. И способствовать этому, в первую очередь, могли писатели. В этот период времени американская литература находится в поиске романтического идеала, который можно было бы противопоставить несовершенной действительности.
Американские романтики – основоположники национальной литературы. Романтическое направление в литературе США было сформировано на границе второго и третьего десятилетий и не теряло своих позиций до завершения Гражданской войны (1861-1865). Период раннего романтизма представляют такие авторы, как Джеймс Фенимор Купер, Вашингтон Ирвинг, Браент, Кеннеди и многие другие. Между европейским и американским романтизмом возникает взаимодействие. Авторы находятся в поиске тем и национальных литературных традиций. Проблематика произведений касается быта индейцев, аспектов жизни на новых землях. Ведущее место занимают война за независимость, воспевание ее героики, надежды на будущее. Между тем, уже в раннем романтизме намечается критичность, как отклик на не всегда позитивные результаты, связанные с возрастающим влиянием капитализма на жизнь общества.
Зрелому американскому романтизму сороковых-пятидесятых годов принадлежат такие имена, как Лонгфелло, Симмс, Г.Мелвилл, Н.Готорн, Э.А. По, а также Г.Д.Торо и Р.У.Эмерсон. Периоду зрелого романтизма соответствуют, в основном, драматические настроения, ощущение бренности бытия и мира, обреченности, трагизма, тоски, мистические мотивы.
Поздний американский романтизм шестидесятых годов – время кризиса. Романтизм как метод уже не способен в полной мере охватить действительность. Литература обновляется произведениями, аболиционистского направления: авторы выступают против рабства. Эта идея находит отражение в творчестве Р.Хилдрета, Д.Г. Уитьера, Г.Бичер-Стоу. Через некоторое время на смену романтизму приходит реализм. Творческое наследие знаменитого поэта Уолта Уитмена содержит в себе и романтизм, и реализм. Романтическая линия прослеживается в работах таких авторов, как Джек Лондон, Брет Гарт, Амброз Бирс. И, конечно же, Марк Твен. Поэту Николаю Асееву принадлежат такие строки:
“Я очень люблю
Марка Твена.
Он
Одним движением руки
Переносит меня
Мгновенно
На берег
Величественной реки.
И видится мне
В серебряной зыби
Жизнь
На Миссисипи…”
С этими словами хочется согласиться: произведения Твена – вне времени, они - сама жизнь во всем ее многообразии. И поэтому снова и снова читатель будет возвращаться к его творчеству: яркому, познавательному, актуальному.

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир