Культура Нового времени

Содержание

  1. 1. Романтизм
  2. 2. Культура второй половины XIX в.

Центральное понятие Нового временичеловек как часть общества, гражданин, имеющий свои права и обязанности.

Человек рассматривается как чисто природное существо (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро), как результат «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк). Также с развитием механики и математики распространяется механистическое представление о человеке (Ламетри, Кондильяк, Гельвеций).

Главной становится идея прав человека.

В этом отношении ведущую роль сыграли труды англичанина Джона Локка (1632-1704), который рассматривает эволюцию человека от «естественного состояния» до «естественного закона», а государство как гарант прав человека. За это его часто называют «отцом западного либерализма». Также большое значение для развития идеи прав человека имела французская «Декларация прав человека и гражданина» (1789). А «естественный человек» руководствуется своими чувствами, он якобы приближен к первобытному человеку.

Романтизм

В первой половине XIX в. образ человека формирует такое влиятельное художественное течение, как романтизм.

Романтический герой

Сильная и уникальная личность, имеет черты святости или может демонизироваться.

В описании образа человека присутствует пафос личной и общественной независимости, мотивы национально-освободительной борьбы, часто присутствует оппозиция «здесь» (земной, несовершенный мир) – «там» (идеальный мир, мир искусства). Романтики видят человека как полного противоречий, так и возможностей самореализации.

Человек у романтиков склонен к побегу от реальности: возвращению к природе, прошлому, во внутренний мир сердца и др.

Художник рассматривается как особый человек, имеющий высокую миссию служения высшим идеалам и искусству, которую он не должен предавать ради капризов публики. Он создает свою мораль и свои правила поведения. В произведениях романтиков часто встречаются рассуждения о философии и миссии искусства.

Культура второй половины XIX в.

Вторая половина XIX в. по-новому трактует образ человека. Главное – автономия и свобода индивидуальности, обогащение предоставляет независимость, происходит урбанизация и изменения социальной структуры, когда человек становится преимущественно городским жителем, который живет по законам рынка и конкуренции, имеет только ностальгию по патриархальности.

Во второй половине XIX в. образ человека строится реализмом, натурализмом и импрессионизмом.

Реализм рассматривает человека в типичных обстоятельствах, создает образ как определенный тип человека. Реализм использует понятие эволюции индивида и психологизма, придерживается социально-психологического анализа при описании человека. Реализм обращается к новому герою-буржуа (романы О. Бальзака. У.Теккерея, Диккенса, оперы Верди, этюды Д. Констебля, графика О. Домье).

Натурализм использует преувеличенную реалистичность, человек однозначно детерминизирован или биологическими инстинктами, или социальной средой (А. Доде, Э. Золя, Флобер, братья Гонкур).

Импрессионизм ставит задачу передать непосредственное впечатление от реальности, отразить определенную точку зрения на реальность, определенную точку зрения на человека. Появляется стремление дать характеристику отдельной детали из жизни человека для раскрытия всей этой жизни, психологизм отдельного мгновения жизни человека.

Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по культурологии!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир