Как правило, в культурологии выделяют десять основных ее функций:
- адаптационная,
- познавательная,
- аксиологическая (ценностная),
- информационная,
- коммуникативная,
- нормативная,
- гуманистическая,
- человекотворческая,
- воспитательная,
- мировоззренческая.
Впрочем, указанные функции можно совместить в три группы.
Нормативные и релаксативные функции культуры
Первая группа – нормативные и релаксативные функции культуры. Они заключаются в отработке и распространении общественно значимых норм и правил поведения, так же как и системы ценностей и эстетических идеалов, на которые ориентируется развитие искусства. Интересно, что с древнейших времен в культуре сформировано огромное количество форм снятия напряжения – от развлечений, праздников, фестивалей до фильмов ужасов, приключенческих романов и виртуальных миров компьютерных игр.
Все они являются профилактикой антиобщественных проявлений человеческой деятельности, в том числе вызванных давлением культурных требований на отдельно взятую личность.
Информативные и коммуникативные функции культуры
Вторая группа функций – информативные (транслятивные) и коммуникативные. Они заключаются в передаче информации в любом виде – устные или письменные сообщения, общения людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п. Только таким образом становится возможным накапливать от одного поколения к другому или непосредственно (как жизненная мудрость) или символически в художественных образах и графических знаках) подавляющее большинство знаний, должных служить человечеству в деле рационального преобразования, окультуривания и природной среды, и самого общества.
Трансляция культурных ценностей, их усвоение и обогащение являются наиболее эффективными в различных формах общения людей, которые могут быть носителями различных культур.
Человекотворческие функции культуры
Самой главной является третья группа функций – человекотворческая. Ведь человек окультуривается не в механическом исполнении предписаний, соблюдении определенных норм и ценностей общежития, подражании определенных идеалов, унаследованных от своих предшественников. Глубинную сущность культуры, как известно, составляет активный процесс преобразования человеком окружающего материального мира и подчинение собственного внутреннего биологического существа. Более того, степень удовлетворения материальных и интеллектуальных потребностей, эмоциональных движений, степень социально-статусных и властных претензий, наконец, глубина осознанности человеком всего духовного содержания культуры, имеют тенденцию постоянно расти.
Процесс создания человеком самого себя можно разделить на два взаимосвязанных шага: саморефлексии (самосознания) и самоидентификации.
На первом этапе осуществляется самопознание человека, культура показывает ей не только окружающий мир, но и ее саму. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таковым, какой он был и есть, и таковым, каким он должен стать. Но осознание, самоидентификация человека становится возможным только через поиск ориентиров, что заключается не столько в собственном внутреннем мире, сколько во внешней социокультурной среде. Итак, на втором этапе встает проблема соотношения человека с определенной группой людей или тем или иным культурным образованием.
Акценты культурного самоопределения менялись от эпохи к эпохе. На ранних этапах развития мировой цивилизации ведущую роль играли кровно-родовые, семейные отношения, далее – религиозные и социальные, то есть принадлежность к последователям той или иной религии или социального слоя. Начиная с Нового времени на первый план выдвинулась национально-государственная принадлежность к определенному народу (нации), которая создала собственное государство. В современном мире наибольшее значение приобретает именно культурная принадлежность, причем в самом широком контексте. Главный ее принцип очень прост – человек является тем, с кем он себя соотносит.
Не знаете, где заказать написание статьи по культурологии на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!
Комментарии