В истории христианства было множество событий, определявших ход его развитие и существенно влиявших на его сущность. Особняком среди них стоит Великий раскол, произошедший в 1054 г. и являвшийся одни из важнейших событий в истории христианского учения. Данное событие также получило название Великая схизма.
Великая схизма – церковный раскол, произошедший в 1054 г. и ознаменовавший разделение христианской церкви на католическую и православную.
Предпосылки Великой схизмы
Великая схизма появилась не на пустом месте и ей предшествовало множество противоречий и разногласий, которые усугублялись по мере роста влияния христианской церкви.
Основное противоречие возникло между римским папством и константинопольским патриархатом, которые не могли поделить между собой сферы влияния в Европе.
Первый острый конфликт между ними произошёл в период «Фотиевой схизмы», которая длилась с 863 по 867 гг. Формальной причиной схизмы являлось то, что Папа Римский Николай I (820-867 гг.) оспаривал избрания Фотия (810-893 гг.) Константинопольским патриархом, считая его спорным с точки зрения канонического права. На самом деле Папа Римский стремился в это время укрепить своё влияние на епархии Балканского полуострова и потеснить там константинопольского патриарха.
В это время Константинопольский патриархат переживал непростые времена, так как внутри него зрел собственный раскол на сторонников и противников иконопочитания. Папа Римский считал, что именно в этот момент можно усилить собственное влияние и установить догмат о примате (первенстве) епископа Рима.
Кризис «Фотиевой схизмы» продлился 4 года и завершился на Константинопольском соборе в 867 г., где разногласия были улажены. При этом осадок остался и глобальное соперничество между константинопольским патриархатом и римским папством никуда не делся.
Противоречие между Римом и Константинополем набирали оборот. Папа Римский считал, что он безальтернативно должен быть единоличным главой всей христианской церкви, а константинопольский патриархат воспринимал его как первого среди равных между собой епископов. В дополнении к этому принципиальному вопросу шли религиозные разногласия по поводу христианских догм и мелкие различия по религиозным обрядам.
Накопилось множество вопросов, которые к середине XI в. встали наиболее остро.
Неудачное посольство и начало раскола
К началу 50-х гг. XI в. напряженность в отношениях Константинополя и Рима достигла своего предела. Понимая это, Папа Римский Лев IX (1002-1054 гг.) отправил в Константинополь большое посольство с целью наладить отношение и договориться о постепенном улаживании противоречий с патриархом Михаилом Керуларием (1000-1059 гг.).
Константинопольский патриарх Керуларий был известен как ярый противник Папы Римского. Он резко сопротивлялся его попыткам усилить своё влияние на востоке. В 1053 г. он пошёл на жесткое обострение отношений и распорядился закрыть в Константинополе все церкви, которые служили по латинскому образцу и выгнать оттуда всех латинян.
Фон для переговоров был создан неблагоприятный. Усугубило ситуацию то, что папскую делегацию возглавлял папский кардинал Гумберт Сильва-Кандидский (1000-1061 гг.), который был известен среди современников своей непримиримой позиций и отсутствием склонности к компромиссам.
В Константинополе кардинала принял лично византийский император Константин Мономах (1000-1055 гг.) и оказал ему достойный приём. Беседа прошла в спокойном тоне, но никаких результатов не принесла. Гумберту Сильва-Кандидскому не удалось убедить императора сместить патриарха, а император не собирался вступать в конфликт между двумя церковными лидерами.
Встреча с самим патриархом завершилась скандалом, так как Гумберт не видел смысла в разговоре с патриархом и молча вручил ему прямо посреди богослужения папскую грамоту о низложении патриарха и его отлучении от церкви. После этого Гумберт вместе со своим сопровождением молча удалился, оставив собравшуюся толпу в изумлении.
Михаил Керуларий, оправившись от первого шока, быстро созвал собор, где признал действия Папы Римского и его делегатов незаконными и предал их всех анафеме. Так на взаимных отлучениях и анафемах был совершён церковный раскол, который получил название Великая Схизма.
Последствия Великой схизмы
Каждая из этих церквей развивалась по-своему, формируя свои традиции, обряды и учения. Это привело к различиям в вероисповедании, богослужении и доктрине между Католической и Православной церквями.
Основным итогом Великой схизмы стало разделение всего христианского мира на две основные ветви – католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе. Под контролем католичества оказалась западная и центральная Европа, в то время как православие укоренилось на Балканах, Малой Азии и Руси.
Каждая и церквей развивалась по своему собственному уникальному пути, формируя собственные культурные и религиозные традиции.
Комментарии