Среди многочисленных инженерных чудес отдельного внимания заслуживает Суэцкий канал, оказавший значительное влияние на мировую торговлю и дальнейшее развитие цивилизационного мира.
Суэцкий канал – судоходный маршрут, проложенный на северо-востоке Египта и соединяющий между собой Средиземное и Красное море.
Причины и предпосылки
Идея строительства судоходного канала на территории Суэцкого перешейка будоражила умы ещё во время Античности, но постоянные войны в данном регионе не позволяли воплотить столь амбициозный проект в жизнь.
Прогресс в данном вопросе был достигнут во второй половине XIX в., когда мир активно исследовался и находился в стадии колониального раздела. Из-за того, что ведущие европейские страны стали активно осваивать новые земли и устанавливать прибыльные торговые маршруты, идея строительство Суэцкого канала стала вновь обсуждаться среди европейских предпринимателей.
Большую заинтересованность в проекте Суэцкого канала проявляла Франция, так как прокладка нового судоходного через Суэцкий перешеек позволял Франции наладить выгодную торговлю в Индии и потеснить в данном регионе Великобританию.
Прежний торговый маршрут в Индию проходил вдоль Африки через мыс Доброй Надежды и находился под полным контролем Великобритании, что и не устраивало Францию.
Остальные крупные европейские страны (Испания, Португалия, Германия и Нидерланды) также были заинтересованы в строительстве Суэцкого канала, но у них не было достаточного международного влияния и средств, чтобы осуществить данный проект.
Таким образом, к середине XIX в. у Франции не было конкурентов и она начала в одиночку готовить проект строительства Суэцкого канала.
Строительство и открытие
Для того чтобы начать строительство Суэцкого канала, необходимо было достичь соответствующей договоренности с Османской империей, которая владела территорией Египта. Заинтересованных в строительстве было много и переговоры с Османской империи шли на протяжении многих лет.
Османским наместником в Египте был Мухаммед Саид-паша (1822-1863 гг.) и первым, кто сумел успешно с ним договориться о строительства канала был известный французский дипломат и предприниматель Фердинанд де Лессепс (1805-1894 гг.).
Ему удалось в ходе затяжных переговоров убедить османские и египетские власти в перспективности данного проекта. В 1854 г. французский дипломат получил концессию на строительство канала.
Согласно концессии судоходный канал после ввода в эксплуатацию переходил в собственность французской компании сроком на 99 лет. Франция получила контрольный пакет акций Всеобщей компании Суэцкого канала и практически сразу же начала окупать свои инвестиции.
Начало строительства Суэцкого канала было положено 25 апреля 1859 г., когда Фердинанд де Лессепс воткнул лопату в место, где предстояло в последующие годы прокладывать водный путь.
Строительство беспрерывно шло на протяжении следующих 10 лет и осуществлялось усилиями нескольких десятков тысяч египетских рабочих. На определённых этапах строительства общее число задействованных строителей составляло 60 тыс. человек.
Строительные работы шли долгое время и осложнялись иногда вспыхивающими эпидемиями, а также чрезмерной эксплуатацией рабочих.
Официальное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 г. Он стал шедевром инженерной мысли XIX в. и был построен с учётом всех доступных технологий, достигнув общей протяженности 163 километра.
Последствия строительства Суэцкого канала и его дальнейшая судьба
Строительство и открытие Суэцкого канала осложнили отношения между Францией и Англией, которые стали активно бороться друг с другом за установление полного контроля над Египтом.
Из-за своей стратегической значимости Суэцкий канал на протяжении большей части своего существования был предметом территориальных и экономических споров между ведущими европейскими державами.
Наиболее остро вопрос принадлежности Суэцкого канала и его дальнейшей судьбы встал в июле 1956 г., когда уже независимый Египет изгнал европейских владельцев Суэцкого канала и установил над ним единоличный государственный контроль. Подобный шаг египетских властей спровоцировал Суэцкий кризис, приведший к военному вторжению на Синайский полуостров израильских, французский и британских войск.
В этот момент существовала высокая вероятность, что международный кризис может перерасти в полномасштабную войну. Ситуация была урегулирована в последний момент благодаря вмешательству и дипломатическим усилиям США и СССР.
Египет сумел выйти из Суэцкого кризиса в статусе победителя и в 1958 г. ему удалось добиться от международного сообщества окончательного признания своего контроля над Суэцким каналом.
В настоящее время Суэцкий канал продолжает успешно связывать между собой Европу, Восточную Африку и Азию, играя значимую роль во всей мировой торговле.
Хотите стать автором студенческих работ или планируете заказать реферат по истории?
Комментарии