Политическое устройство Афин и Спарты

Содержание

  1. 1. Политическое устройство Афин
  2. 2. Политическое устройство древней Спарты

Несмотря на то, что в античной Элладе существовало значительное количество городов-государств, возможно наиболее известными из них в силу своей исключительности и политической значимости являются Афины – яркий образец одной из первых наиболее успешных демократий, и строго противоположенная Спарта, выделяющаяся на фоне остальной древней Греции своими обычаями.

Политическое устройство Афин

Афины как полис прошли долгий путь от объединения разрозненных деревень со своей родовой аристократией в относительно густонаселённое в полисное государство около IX-VII вв. до н.э., до установления наиболее прочной и развитой античной демократии к концу VII – началу V в. до н.э.

Несмотря на огромное количество отложившихся источников, представляется, что наиболее надежным пластом традиции античного описания афинского политического устройства остается «Афинская полития» Аристотеля, оказавшая влияние на более позднюю традицию. После образования полиса власть, состоящая преимущественно из аристократов, представляла собой сочетание совета старейшин – Ареопага, и административных чиновников, городских магистратов – Архонтов.

Первые попытки демократических преобразований относят к деятельности архонта Солона, получившего ок. 594 г. до н.э., по некоторым сведениям, чрезвычайные полномочия в сравнении с предыдущими архонтами из-за крайне острой и кризисной социальной напряженности между резко обедневшими рядовыми гражданами и аристократией, к которой наиболее бедные вынуждены продаваться в долговое рабство. Для современников возможно наиболее значимой реформой Солона была отмена долговой кабалы – сейсахфия. Таким образом бывшие закабаленные граждане освобождались, ни один гражданин отныне не мог быть продан в рабство за имущественные долги. На фоне этого в целом анти-аристократического импульса Солон стремится ограничить политическое представительство аристократии, основав в оппозицию аристократическому археопагу Совет Четырёхсот, состоявший из представителей четырёх фил –крупнейших единиц административного деления. Уже ко временам реформ Солона в отношении групп населения Аттики оформилась в дальнейшем типичная система разделения: лично свободные и обладающие политическими правами граждане, метеки – лично свободная группа населения, не обладающая политическими правами, в сущности любые иностранцы, граждане других полисов; и угнетаемая группа населения – рабы.

Становление классической афинской демократии происходит к концу VI в. с реформами Клисфена, после свержения тирании Писистрата и крайне непродолжительного прибывания города под властью спартанского гарнизона. Клисфен в 506-500 гг. до н э. окончательно упраздняет существующие политические привилегии аристократов, значительно понижая роль археопага и архонтов возвышением Народного собрания – Экклесии. Народное собрание, в лучшие годы имевшее представительство в треть населения всего полиса, занималось принятием и обсуждением законов, контролем за дипломатией и внешней политикой, контролем и назначением магистратов – административных чиновников. На народном собрании также проходила столь важная для защиты демократии процедура, как остракизм, т.е. принятие решения об изгнании из полиса. Деятельность Народного собрания имела относительно регулярный характер – год делился на десять рабочих циклов, в течение которых Народное собрание работало по 9 дней в течение цикла.

Клисфен также изменил существовавшее ранее количество фил, увеличив их до десяти – соотношение представителей фил в Совете Четырёхсот также изменилось, Клисфен расширил его до Совета Пятисот, таким образом требуя по 50 человек от каждой филы. Задача Буле (Совета Пятисот) заключалась в организационно-правовой работе. Он обеспечивал подготовку заседаний Экклесии, занимался выработкой бюджета, назначением некоторых магистратов. Значение Археопага постепенно было сведено до незначительных судебных функций.

Высшая исполнительная власть от бывших аристократических архонтов (за ними остаются по большей части лишь ряд судебных и религиозно-церемониальных функций) плавно переходит к выбираемым ежегодно и подотчетным Экклесии и Буле стратегам. Стратеги на уровне руководства филой сочетали в себе по большей части военные, но и гражданские функции.

Низший уровень исполнительной власти составляли многочисленные (более пятисот) магистраты, также несшие ответственность перед Экклесией.

Политическое устройство древней Спарты

Основными источниками в изучении истории древней Спарты служат крайне немногочисленные и во многом спекулятивные античные сочинения, самые масштабные из которых – «История» Геродота, «Лакедемонская полития» древнегреческого историка Ксенофонта, некоторые отрывки из «Политики» Аристотеля и «Жизнеописание Ликурга», составленное Плутархом. Только из этого пласта источников становится известно, что история Спарты полноценно начинается в VIII в. до н.э., когда дорийцы в ходе мессенских войн вытесняют ахейцев, обращая часть из них в рабов, и занимают сравнительно небольшую часть юга Пелопонесского полуострова.

Таким образом к VII в. до н.э. оформляется классическая для Спарты крайне строгая система социальной стратификации, близкая к кастовой: спартиаты – немногочисленные полноправные граждане, этнические дорийцы, осуществляющие политическое управление полисом; периэки – также лично свободная группа населения, скорее всего из покоренных ахейцев, объединяемая вместе со спартиатами в этноним «лакедемоняне».

Периэки составляли преимущественно класс мелких землевладельцев и торговцев, поскольку соответствующая активность в какой-то момент была спартиатам запрещена; в силу личной свободы они также могли составлять часть спартанской армии, воевать и даже участвовать в олимпийских играх. Однако главное отличие периэков от спартиатов – полное отсутствие политических прав, возможности осуществления политических решений за пределами своих городов, которые, как правило, в отношении остальной Спарты являлись пограничными.

Самая многочисленная и угнетаемая группа населения – илоты, выполняющие подавляющее большинство сельскохозяйственных работ для спартиатов. Илоты, находясь в положении рабов, постоянно поднимали восстания и сопротивлялись попыткам инкорпорировать их в культуру лакедемонян, что в итоге, образуя некоторое подобие ситуации «государства в государстве», к V в. до н.э. приводит к процессу их постепенной эмансипации.

Период генезиса спартанской государственности крайне туманен и традиционно связывается с Ликургом – полулегендарным спартанским законодателем, давшим гражданам полиса «Великую Ретру» (сам получив её от верховной Дельфийской жрицы – Пифии), некое подобие свода законов, частично заимствованного у критян. В соответствие с законами, политическое устройство в древней Спарте можно обозначить как некоторый синтез монархических, олигархических и демократических институтов. Во главе государства формально находились два царя, власть которых в реальности ограничивалась некоторой частью судебных, военных функций и религиозным представительством. В действительности, в какой-то момент цари, теряя права в пользу эфоров и герусии, сохранили почти исключительно полководческие функции.

Над царями непосредственный контроль осуществляли эфоры – пять выбираемых строго на год должностных лиц, «надзирателей». Эфоры формировали то самое олигархическое и тираническое ядро, поскольку именно они контролировали значительную часть судебной, исполнительной власти и всю внешнюю политику.

Чуть менее значимым по степени полномочий, но не влияния была герусия – спартанский совет старейшин. Герусия сочетала в себе широкие судебные полномочия и некоторую законосовещательную функцию – право рассмотрения законодательных инициатив, исходивших от общего народного собрания спартиатов. Герусия состояла из 30-ти членов – геронтов, среди которых обязательно должны находиться два эфора. Возраст, с которым спартиат мог стать пожизненным геронтом, наступал с возрастом ухода из армии – с 60-ю годами. Если Эфоры представляли олигархическое начало, то Герусия, очевидно более стабильная, была сердцевиной старой родовой аристократии.

Низовой орган политического представительства у спартиатов – Апелла или народное собрание, был гораздо более сильно ограничен в сравнении со своим аналогом в Афинах. Народное собрание, о котором достоверно известно крайне мало, занималось главным образом низовой формулировкой политических инициатив, рассматриваемых Герусией, и оказывала некоторое влияние на выбор Геронтов и Эфоров.

Научная статья по истории на заказ от проверенных экспертов по низкой цене!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир